Источник

Глава 3

1–5. Трудность обращения Израиля на истинный путь. 6–10. Две сестры-отступницы. 11–18. Призыв к раскаянию. 19–25. Обращение Израиля к Богу.

Иер.3:1–5. Хотя, по закону, жена, оставившая своего мужа, чтобы выйти за другого, не может возвратиться к своему прежнему мужу, однако Иегова, по Своему неизреченному милосердию, призывает к Себе Свою супругу – Израиля, – которая блудодействовала со многими. Все-таки милосердие это требует со стороны Израиля обращения к Богу не на словах только, а на самом деле.

Иер.3:1. Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделает­ся женою другого мужа, то может ли она воз­вратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любо­вниками блудодей­с­т­во­вала, – и однако же воз­вратись ко Мне, говорит Го­с­по­дь.

Иеремия имеет здесь, очевидно, в виду закон о разводе, содержащийся в кн. Втор 24.1–4. – Вместо выражения: «страна та», некоторые переводчики, согласно с LXX, читают: эта женщина. – Вместо: «однако же возвратись ко Мне» новейшие переводчики переводят: и можешь ли возвратиться ко Мне?

Иер.3:2. Подними глаза твои на высоты и по­смотри, где не блудодей­с­т­во­вали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом тво­им и лукав­с­т­во­м тво­им.

«Высоты» – точнее с евр.: «голые, безлесные холмы», на которых обыкновенно совершалось служение идолам (3Цар 11.1). – «Как Аравитянин». Подобно арабу, бросающемуся стремительно на неосторожного путника, Израиль набрасывался на всякого проходящего, предлагая ему свою любовь (ср. Иер 2.24).

Иер.3:3. За то были удержаны дожди, и не было дождя по­зднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд.

Даже наказания Божии не обращали эту бесстыдную блудницу, Израильский народ, на истинный путь! – «Поздний дождь», необходимый для созревания хлебов, идет в Палестине в течении марта и апреля.

Иер.3:4. Не будешь ли ты отныне взы­вать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!

Иер.3:5. Не­ужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удержи­вать его в Себе?» Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и пре­успеваешь в нем.

«Не будешь ли отныне» – правильнее: не взывала ли ты ко Мне только что: «Отец мой» и т. д. Пророк имеет в виду те благочестивые порывы, которые Израиль проявил при начале религиозных реформ царя Иосии (4Цар 23.3), но которые скоро сменились полнейшим равнодушием к этому святому делу. Поэтому-то пророк и говорит, что Израиль, как настоящая блудница, только обещает быть верной своему мужу, а на деле поступает совершенно противно своим обещаниям.

Иер.3:6–10. Чтобы обращение народа стало возможным, для этого народ должен сознать тяжесть своей вины пред Иеговою, и пророк говорит, что грех народа иудейского, т. е. южного Иудейского царства, его «вероломство» гораздо тяжелее, чем грех северного царства – «отступничество». Иудейское царство не убоялось даже судьбы, постигшей царство Израильское, и повторяло преступления последнего.

Иер.3:6. Го­с­по­дь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодей­с­т­во­вала.

О блудодеянии или служении подданных северного Израильского царства идолам см. 3Цар 16.33; 4Цар 17.10. – «Отступница». Так называется северное царство потому, что там учреждено было особое, незаконное служение Иегове в Вефиле, которое затем скоро заменилось идолослужением.

Иер.3:7. И по­сле того, как она все это делала, Я говорил: «воз­вратись ко Мне»; но она не воз­вратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея.

Иер.3:8. И Я видел, что, когда за все пре­любо­дейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей раз­водное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а по­шла и сама блудодей­с­т­во­вала.

Иер.3:9. И явным блудодей­с­т­во­м она осквернила землю, и пре­любо­дей­с­т­во­вала с камнем и деревом.

Господь однако и после этого неоднократно призывал – через пророков – северное царство к обращению на истинный путь, но Его призывы не были услышаны. Поэтому Господь формально расторгнул Свой союз с «отступницей» (Втор 24.1–4). Последствием этого расторжения было отведение подданных Израильского царства в плен ассирийский. Такая судьба однако не устрашала южное царство, которое в свою очередь также предалось идолослужению. Иудеи осквернили таким образом свою землю, везде наставив идолов ср. Иер 2.7.

Иер.3:10. Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем сво­им, а только при­творно, говорит Го­с­по­дь.

«При всем этом», т. е. несмотря на страшную судьбу, постигшую Израильское царство. – «Всем сердцем». Видимое, наружное раскаяние при Иосии принесено было иудеями (4Цар 23.3), но это не было раскаянием от всего сердца.

Иер.3:11–18 Чтобы яснее показать особенную виновность пред Богом подданных Иудейского царства, Господь повелевает пророку призвать снова царство Израильское, рассеянное по чужим странам, к общению с Богом. Если только Израиль раскается, то, не смотря на расторжение союза с ним, Иегова снова приведет его, но уже тогда Сион сделается общим религиозным центром для Иуды и Израиля. Пророк при этом рисует новую жизнь на Сионе в таких чертах, которые идут только к изображению Церкви Христовой в ее прославленном состоянии.

Иер.3:11. И сказал мне Го­с­по­дь: отступница, дочь Израилева, ока­за­лась правее, нежели вероломная Иудея.

Царство Израильское менее виновным является, чем Иудейское, конечно, во-первых, потому, что оно еще первое испытало тяжесть ответственности за отступление от Бога, а во-вторых, потому, что подданные Иудейского царства имели более средств к поддержанию в себе благочестивого настроения, чем подданные царства Израильского. В Иудейском царстве всегда совершалось законное богослужение, были законно-постановленные священники и не мало благочестивых царей и пророков. Хотя пророки выступали и в царстве Израильском, но зато всего прочего из вышеуказанного оно было лишено.

Иер.3:12. Иди и про­воз­гласи слова сии к северу, и скажи: воз­вратись, отступница, дочь Израилева, говорит Го­с­по­дь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Го­с­по­дь, – не вечно буду негодо­вать.

Иер.3:13. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Го­с­по­да Бога твоего и распут­с­т­во­вала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Го­с­по­дь.

Хотя уже сто лет прошло с тех пор, как жители царства Израильского были отведены в Ассирию, так что, казалось, Иегова уже совершенно забыл о них, однако, на самом деле, Он готов снова вернуть их к Себе, если только, конечно, они принесут искреннее раскаяние во грехах своих.

Иер.3:14. Возвратитесь, дети-отступники, говорит Го­с­по­дь, по­тому что Я сочетал­ся с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племе­ни, и при­веду вас на Сион.

Раз Господь сочетался с Израилем как с супругою, – то Он всегда готов принять ее к Себе снова. – «По одному…, по два». Здесь пророк хочет сказать, что если и не весь Израиль обратится, все-таки Господь хотя некоторых израильтян приведет в Свой святой город, Сион.

Иер.3:15. И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с зна­ни­ем и бла­го­ра­зу­мием.

Пастыри – это цари и правители народа, а также священники и пророки. Это будут все люди, вполне отвечающие своему высокому назначению.

Иер.3:16. И будет, когда вы раз­множитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Го­с­по­дь, не будут говорить более: «ковчег завета Го­с­по­дня»; он и на ум не при­дет, и не вспомнят о нем, и не будут при­ходить к нему, и его уже не будет.

Иер.3:17. В то время назовут Иерусалим пре­столом Го­с­по­да; и все народы ради име­ни Го­с­по­да соберут­ся в Иерусалим и не будут более по­ступать по упор­с­т­ву злого сердца своего.

От небольшого числа возвратившихся в Иерусалим евреев произойдет снова большой народ. Новое будущее поколение будет гораздо ближе к Богу, чем даже настоящие жители Сиона. Теперь Господь имеет Своим таинственным местопребыванием Кивот Завета, к которому имеет доступ, притом только раз в году, один первосвященник. Но тогда весь Иерусалим станет престолом Господа и, благодаря этому, установится, значит, теснейшее общение всего населения Сиона – с Иеговою. А увидя это, и прочие народы соберутся в Иерусалим и навсегда откажутся от своих пороков и страстей, (ср. Ис 66.1–3, 19–20), Заметить нужно, что тон, каким Иеремия говорит о Кивоте Завета, дает мысль о том, что Кивот был где-то скрыт в то время. Вероятно, его скрыли во время гонения на истинное богослужение при царе Манассии (ср. 2Пар 35.3).

Иер.3:18. В те дни при­дет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.

Пророк дополняет свое пророчество о новой жизни Израиля говоря, что не одно Израильское царство пришлет на Сион своих представителей, а вместе с израильтянами сюда же придут и иудеи. Эти последние сами предложат израильтянам идти в Палестину из страны пленения, в которой они, по представлению пророка, очутятся так же, как и израильтяне.

Иер.3:19–25. Тогда исполнится первоначальное предназначение, какое Господь дал Израилю: Израиль не только получит лучший удел на земле, но удостоится Богосыновства. Это великое обетование возбуждает уже в «отступнице» раскаяние в своем отступлении от Иеговы. Израиль уже стремится снова к своему Богу.

Иер.3:19. И говорил Я: как по­ставлю тебя в число детей и дам тебе вожделен­ную землю, пре­красней­шее наследие множества народов? И сказал: ты будешь назы­вать Меня отцом тво­им и не отступишь от Меня.

Этот стих яснее перевести так: «и Я говорил (раньше, всегда): как хотелось бы Мне поставить тебя на место сына и дать тебе вожделенную землю, лучшее наследие между наследиями народов! И говорил Я: ты станешь называть Меня «Отец мой» и не отступать от Меня»! Иегова таким образом объявляет здесь, что с Своей стороны Он всегда готов был дать северному Израильскому царству – жене «отступнице» все права сына Своего. По древне-израильскому частному праву дочери не имели таких прав на наследство, какие имели сыновья, и Господь, чтобы показать Свое особое расположение к Израилю, хочет уравнять дщерь Израилеву в правах с Своими сыновьями.

Иер.3:20. Но по­истине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно по­ступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Го­с­по­дь.

К сожалению Израиль с своей стороны оказался недостойным этого великого отличия.

Иер.3:21. Голос слы­шен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Го­с­по­да Бога своего.

Теперь, на тех самых местах, где прежде Израиль совершал беззаконное служение идолам, слышится его жалобный плач о своем отступлении. Но все-таки это – еще только бессильные слезы, а не определенное и формальное исповедание своих грехов. Только тогда, когда Иегова изречет Свое милостивое слово, когда Он снимет отлучение, тяготеющее на их сердцах, они ясно и открыто выскажут свое решение обратиться к своему Богу-Благодетелю.

Иер.3:22. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. – Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Го­с­по­дь Бог наш.

Этот призыв Иеговы теперь раздается. Бог хочет исцелить их от непокорности или упорства, в каком они доселе пребывали. Тогда-то, получив от Бога эту благодатную помощь, эту внутреннюю силу, Израиль воскликнет: мы идем к Тебе!

Иер.3:23. По­истине, напрасно надеялись мы на холмы и на множе­с­т­во гор; по­истине, в Го­с­по­де Боге нашем спасе­ние Израилево!

Израиль тогда исповедает открыто, что все надежды его найти удовлетворение своим религиозным исканиям в чужих культах были совершенно тщетны. – Точнее перевести первую половину этого стиха нужно так: да, холмы – один обман и ложь, на горах – только пустой шум! Израиль, этими словами хочет сказать, что напрасны были те громкие моления, какие он воссылал на горах разным богам.

Иер.3:24. От юности нашей эта мерзость по­жирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их.

От юности нашей, т. е. с самого начала существования отдельного десятиколенного Израильского царства. – «Эта мерзость» – т. е. идолы, в частности, бог Ваал, который так называется потому, что обряды, в честь его совершавшиеся, были крайне мерзки (ср. Ос 9.10). – «Труды отцов» – правильнее: имение отцов. Если в число этого имения включаются далее дети, то в этом нет ничего удивительного: по древне-израильскому обычному праву, отец имел право распоряжаться своими детьми наравне с имением, ему принадлежащим. Израиль только со временем поймет, скольких жертв стоило ему это увлечение идолами!

Иер.3:25. Мы лежим в стыде своем, и срам наш по­крывает нас, по­тому что мы грешили пред Го­с­по­дом Богом нашим, – мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Го­с­по­да Бога нашего.

«Лежим в стыде». Кающиеся обыкновенно одевались во вретище и ложились в пепел (Иов 42.6). Израиль, очевидно, искренно будет каяться пред Иеговою во всех своих прежних прегрешениях.

Особые замечания. Некоторые критики Иер 3.6–16 стиха хотя и признают принадлежащими Иеремии, но полагают, что они редактором книги помещены не на том месте, где бы их нужно было поместить, стихи же 16 и 17 – считают позднейшим добавлением (Штадэ, Кьюнен, Корниль). Но для беспристрастного читателя отдел 19–25 и Иер 4.1 и сл. вовсе не представляются необходимым продолжением 5-го стиха III-й главы. Если Корниль указывает на неуместность особого надписания посреди главы, в 6-м стихе, то это обстоятельство нужно объяснить тем, что пророк, очевидно, хотел дать здесь понять своим читателям, что далее идет нечто особенно заслуживающее их внимания. И в самом деле, здесь мы имеем совершенно новое откровение об Израильском десятиколенном царстве, судьба которого, казалось, уже была решена однажды навсегда. Что касается того вопроса, насколько мысли, содержащаяся в 6–18 ст. могут быть признаны принадлежащими Иеремии, то этот вопрос должен быть разрешен не иначе как утвердительно. Никому более как именно Иеремии, происходившему из семьи Илия, которая служила в древнем центральном святилище десяти колен, Силоме, который и сам по месту жительства был ефремлянин, не было свойственно питать такую симпатию к десятиколенному царству, какая выражается в рассматриваемом отделе. Притом в книге Иеремии есть параллельное этому отделу место в Иер 31.2–22 ст., где также смиренно сознающему свою вину пред Иеговою Ефрему обещается возвращение в родную страну. Говорят (именно Корниль), что в XXXI-й гл. восстановление обещается целому Израилю, а здесь (ст. 14) только избранным членам Израильского государства. Но и в XXXI-й гл. (Иер 31.7) также сказано, что спасен будет остаток Израиля. Прочие недоумения критики, высказываемые по отношению к подлинности III-й главы, слишком субъективны, чтобы на них останавливаться.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Иеремии. 426-612 с.

Комментарии для сайта Cackle