Источник

Глава 59

1–21. Мрачная характеристика религиозно-нравственного и общественно-гражданского состояния Израиля, как истинной причины его отвержения Богом.

Ис.59:1. Вот, рука Го­с­по­да не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слы­шать.

Тесная связь настоящей главы с предыдущей открывается уже из одного того, что она продолжает давать ответ на тот же самый вопрос, какой служил темой и предшествующей главы, именно – почему евреи, которые, по-видимому, так строго исполняют все предписания Моисеева закона, не получают, однако же, оправдания и спасения от Бога? Уж не лежит ли причина этого во Всевышнем, как могли думать некоторые, особенно самонадеянные в высокомнящие о себе из сынов Израиля? Как бы предупреждая самую возможность подобного безрассудного вопроса, пророк, именно, и начинает данную главу с решительного заявления, что «рука Господа не сократилась..., чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело..., чтобы слышать» (1 ст.). Следовательно, причины погибели народа Божия лежат не в Господе, а в самом народе, точнее, в его беззакониях и преступлениях, каковые пророк Исаия подробно и раскрывает дальше.

Ис.59:2. Но беззакония ваши про­извели раз­деле­ние между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слы­шать.

С 2 ст. по 8 включительно идет сильная общая характеристика религиозно-нравственного развращения Израиля, удалившего его от Бога. В ней можно видеть как резкое обличение современного пророку израильского общества, так и пророчественное прозрение в такое же, или даже еще худшее состояние позднейшего Израиля, эпохи пришествия Мессии и основания христианства.

Ис.59:3. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши – беззако­ни­ем; уста ваши говорят ложь, язык ваш про­износит неправду.

Ис.59:4. Никто не воз­вышает голоса за правду, и никто не вступает­ся за истину; надеют­ся на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодей­с­т­во­;

«Ибо руки ваши осквернены кровью... уста ваши говорят ложь... никто не возвышает голоса за правду... зачинают зло и рождают злодейство.» Как мысль этих стихов, так и еще больше их словесная форма очень близко стоят к первой главе той же книги, чем подтверждается единство автора (ср. Ис.1:15, 21 ст.). Осквернение рук кровью может иметь, конечно, и буквальный смысл, как пролитие крови жертвенных животных (без разумения смысла жертвы) или даже, как принесение человеческих жертв (детей богу Молоху – Ср. Иер.7:31), или символический, в смысле, вообще полного ниспровержения всех нравственных устоев, до готовности на кровопролитие и убийство, включительно, или же наконец – прообразовательный, в качестве предуказания на Того Величайшего Праведника, убиением Которого евреи завершили ряд аналогичных же исторических фактов (Мф.23:35).

Главной причиной такого развращения и упадка сынов Израиля пророк Исаия выставляет уклонение их с истинного пути «теократической правды, или праведности» («путь Божий») на путь «нечестия и лжи» («путь диавола»). Измена идеалу Божественной Правды – это измена самой истины и есть ложь, по существу дела.

«Надеются на пустое». (4 ст.) По-еврейски стоит tohu, т. е. одно из тех выражений, какими в 1 гл. кн. Бытия описывается состояние первозданного хаоса.

Ис.59:5. высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто по­ест яиц их, – умрет, а если раз­давит, – выползет ехидна.

Ис.59:6. Паутины их для одежды негодны, и они не по­кроют­ся сво­им про­изведе­нием; дела их – дела неправедные, и насилие в руках их.

Ту же самую мысль – о неправедно-насильническом характере всей деятельности Израиля – с присоединением еще и новой – о крайней непрочности и непригодности преступных плодов подобной деятельности – пророк Исаия раскрывает в данных стихах путем образов и сравнений, сопоставляя зловредный характер деятельности – со «змеиными яйцами», а качественную негодность и непрочность ее результатов – с легкой «паутиной», готовой разорваться при малейшем же к ней прикосновении.

Ис.59:7. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на про­литие невин­ной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустоше­ние и гибель на стезях их.

Ис.59:8. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира.

Если раньше пророк говорил о «руках», исполненных крови, но здесь, для полноты характеристики он говорит и о «ногах», спешащих идти по пути зла и греха. Нельзя при этом не отметить, что пророк Исаия глубоко проникает в причины подобного состояния, справедливо усматривая их в ложном настроении мыслей и умов: «мысли их – мысли нечестивые». (7 ст.). Обращает на себя внимание также и параллелизм всего этого отдела со многими аналогичными местами из книги Псалмов (Пс.5:6–7, 10; Пс.7:15; Пс.9:28; Пс.11:3; Пс.13:1–3; Пс.27:2–5 и др.).

Ис.59:9. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, – озаре­ния, и ходим во мраке.

Ис.59:10. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в по­лдень, как в сумерки, между живыми – как мертвые.

Ис.59:11. Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его, – спасе­ния, но оно далеко от нас.

С 8 по 11 дается раскрытие плодов или следствий такого пагубного поведения, которые характеризуются здесь, как удаление правосудия, как утрата света и погружение во тьму (9 ст.), сравниваются с беспомощным состоянием слепого, или даже мертвого среди живых (10) и уподобляются жалкому положению ревущего медведя и стонущего голубя (11 ст.),

Ис.59:12. Ибо пре­ступле­ния наши многочислен­ны пред Тобою, и грехи наши свиде­тель­ствуют про­тив нас; ибо пре­ступле­ния наши с нами, и беззакония наши мы знаем.

С 12–15 пророк снова возвращается к наболевшему пункту – о грехах Израиля.

«Ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем». (12 ст). Мысль и даже выражение ее – чисто псаломские (Пс.39:13; Пс.50:5 и др.).

Ис.59:13. Мы изме­нили и солгали пред Го­с­по­дом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова.

«Мы изменили и солгали пред Богом и отступили от Бога нашего». Усиление и более ясное раскрытие ранее высказанной мысли о том, что измена Господу – есть отступление от истины и служение лжи (3–4 ст.).

«Зачинали и рождали из сердца лживые слова» (13 ст.). Мысль – очень глубокая. Примыкая к ранее выраженной мысли – о настроении ума, (7 ст.), он говорит о направлении сердца, т. е. области чувства, а в зависимости от него и воли, т. е. самой деятельности человека (Мф.15:19).

Ис.59:14. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина пре­ткнулась на площади, и чест­ность не может войти.

Ис.59:15. И не стало истины, и удаля­ю­щийся от зла подвергает­ся оскорбле­нию. И Го­с­по­дь увидел это, и про­тивно было очам Его, что нет суда.

«И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти.» Прекрасное, образное выражение все той же мысли – об утрате правосудия, и истины, и даже элементарной честности.

Со второй половины 15 ст. по конец 19-го ст. содержится изложение грозного Суда Божия на всех его врагов, попирающих суд и правду, причем, по ассоциации сходства, мысль пророка переходит также и к врагам Израиля, которому Господь обещает воздвигнуть особого «заступника», т. е. Мессию.

Ис.59:16. И видел, что нет человека, и дивил­ся, что нет заступника; и по­могла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его.

«И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника».

Сам Израиль, как видно из предшествующего повествования, был кругом виноват и не мог спасти себя от праведного Суда Божия. Естественно было поискать ему какого-либо праведного человека, который бы явился заступником и ходатаем за виновный народ, наподобие того, как некогда Авраам молил Бога о спасении жителей Содома и Гоморры, при условии, если там найдется только десять праведников (Быт.18:32). Но если в этих погибших городах не нашлось тогда десяти праведников, то теперь среди народа еврейского не найдется даже и одного такого праведника, который бы мог отвести праведный гнев Божий на народ, ибо, как говорит псалмопевец, «все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающих добро, нет ни одного» (Пс.13:3).

«И помогла Ему мышца Его и правда Его поддержала Его.» Отсутствие защитника Израиля пред Богом среди людей ведет мысль пророка к Тому великому Ходатаю, которого воздвигнет Сам Бог, т. е. к Мессии. Такой взгляд на подразумеваемого здесь Ходатая вполне согласуется и с другими, несомненно мессианскими местами того же пророка (Ис.40:10; Ис.43:5; Ис.63:5 и др.).

Ис.59:17. И Он воз­ложил на Себя правду, как броню, и шлем спасе­ния на главу Свою; и облекся в ризу мще­ния, как в одежду, и по­крыл Себя ревностью, как плащом.

Ис.59:18. По мере воз­мездия, по этой мере Он воз­даст про­тивникам Сво­им – яростью, врагам Сво­им – местью, островам воз­даст должное.

Ис.59:19. И убоят­ся име­ни Го­с­по­да на западе и славы Его – на восходе солнца. Если враг при­дет как река, дунове­ние Го­с­по­да про­гонит его.

С 17–19 в ярком образе воинственной схватки Ходатая Израиля со всеми его врагами рисуется будущее торжество Всевышнего над всеми противниками, как из среды самих евреев («противники» и «враги» – 18 ст.), так и из среды язычников («острова» 18 ст.).

Любопытно здесь самое сопоставление обыкновенных воинских доспехов (брони и шлема) с орудиями, или средствами нравственной борьбы (правда, спасение), что повторяется потом и у Апостола Павла (Еф.6:17; 1Сол.5:8).

Ис.59:20. И при­дет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратив­шихся от нечестия, говорит Го­с­по­дь.

Предшествующая мессианская, наполовину прикровенная, речь пророка переходит здесь в ясное и прямое предсказание о Мессии и Новом Завете.

«И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь.» Апостол Павел в своем известном нарочитом рассуждении о судьбе Израиля цитирует это место в доказательство будущего обращения всех евреев, перед временем второго пришествия Господа на землю (Рим.11:26). Но, разумеется, ничто не мешает нам частичное исполнение данного пророчества относить и ко времени первого пришествия Иисуса Христа, когда многие из иудеев также обратились к Господу и уверовали в Мессию.

Ис.59:21. И вот завет Мой с ними, говорит Го­с­по­дь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст тво­их и от уст по­томства твоего, и от уст по­томков по­томства твоего, говорит Го­с­по­дь, отныне и до века.

«И вот, завет Мой с ними... Дух Мой, Который на тебе... не отступит от уст твоих и уст потомства твоего... отныне и до века». Хотя некоторые из толкователей, во главе даже с блаженный Иеронимом, и склонны относить эти слова только к личности самого пророка Исаии, как верного «слуги Господа» и «стража дома Израилева», но общая мысль повествования и ближайший контекст речи («завет... с ними») заставляют видеть здесь указание на весь новозаветный Сион, или верный Израиль. В этом же убеждает нас и Божественное обещание не отнимать у этого народа того пророческого дара («Дух Мой, который на тебе»), который был главной отличительной чертой всего миссионерского служения ветхозаветного Израиля и который продолжал некоторое время действовать и в новозаветной церкви, в лице особых «апостолов и пророков» (Еф.4:11). Об этом миссионерском призвании лучших сынов Израиля пророк Исаия, как известно, не раз говорил и раньше (Ис.42:1–4; Ис.44:26; Ис.55:3 и др.).


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Исаии. 4-424 с.

Комментарии для сайта Cackle