Псалом 19
Эти псалмы представляют две части произведения, посвященного одному и тому же предмету. В XIX псалме излагается молитва к Богу от лица народа о даровании Давиду победы над врагами, владевшими большими боевыми силами (Пс.19:8). Кивот Завета тогда находился на Сионе (Пс.19:3). В XX псалме приводится благодарственная песнь Богу за дарованную победу, настолько блестящую, что Давид, уничтоживший врагов в большой массе (Пс.20:10, 13), надел на себя корону с головы противника – царя, корону, украшенную дорогими камнями (Пс.20:4). Такое событие было во время борьбы Давида с сиро-аммонитянами, когда он, после победы над врагами, по взятии Раввы Аммонитской, взял венец царя Аммонитского и надел на свою голову, а народ, бывший в городе, истребил (2Цар. 12:30–31).
Пс.19:1. Начальнику хора. Псалом Давида.
В обоих псалмах говорится о Давиде в третьем лице. Мы сказали, что псалмы представляют молитву за Давида народа. Можно считать эти псалмы даже и молитвой Давида о себе самом. Говорить о себе в третьем лице не представляет особенности и исключительности такой формы; подобное мы встречаем, напр., и в Пс. 17:51, 71 и др.
Пс.19:2. Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.
Да услышит Господь молитву царя о помощи в борьбе с врагом (2–6)! Народ надеется не на свою силу, а на Бога, и враги его пали (7–10).
Пс.19:4. Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным.
«Да воспомянет все жертвоприношения... соделает тучным», – пусть всякая жертва, приносимая Давидом, вызовет благоволение со стороны Бога к нему. Тучное (жирное) животное, приносимое в жертву, свидетельствовало о благочестии и благоговении приносящего, так как оно показывало, что человек жертвует Богу самое дорогое из своих животных.
Пс.19:5. Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.
«Намерения» – план; пусть Господь даст возможность Давиду удачно выполнить свой план борьбы с врагами.
Пс.19:7. Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.
«Ныне познал я» – прешедшее вместо будущего; ныне, т. е. в настоящую войну с сиро-аммонитянами, обнаружится как любит («спасает... отвечает») Господь своего помазанника.
Евреи жаждут божественной помощи, так как военные силы борющихся сторон неравны: «иные» (Пс.19:8), т. е. враги, обладали большим количеством боевых колесниц, чему евреи могут противопоставить только свою веру в Бога и надежду на Его помощь.