Псалом 149
Да воспевает Израиль Господа новыми песнями с тимпанами и гуслями за проявление к нему Его благоволения (1–5). Да будут уста Израиля всегда полны славословия Богу, а руки да готовят меч, чтобы совершить над народами «суд писанный» (6–9).
Пс.149:1. Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых.
Во время вавилонского плена песни евреев, соответственно их покаянному настроению и внешне тяжелому и бесправному положению, носили характер грустный. Теперь же, по возвращении из плена и восстановлении Иерусалима, их положение изменилось; изменились и песни – вместо печальных они стали торжественно-хвалебными и радостными. «Собрание святых» – собрание евреев в храме.
Пс.149:3. да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему,
«Хвалить... с ликами» – хвалить хором.
Пс.149:4. ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением.
«Смиренные» – евреи во время плена, который они переносили в покаянном настроении, с полным пониманием его заслуженности и в смирении (см. кн. пророка Варуха), за что и было даровано им от Господа «спасение...» и освобождение.
Пс.149:5. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих.
Пусть имя евреев сделается славным в глазах всех народов, да торжествуют первые над последними, да будет жизнь их мирной и покойной, чтобы они могли в безопасности предаваться отдыху («на ложах своих»).
Пс.149:6. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их,
Пс.149:7. для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами,
Пс.149:8. заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные,
Пс.149:9. производить над ними суд писанный. Честь сия – всем святым Его. Аллилуия.
«Да будут славословия Богу в устах их», т. е. да останутся евреи всегда первыми чтителями своего Господа. В этом – основное условие их земного величия, силы и непобедимости. Тогда меч в их руках будет грозным для их врагов, языческих народов, которые не устоят пред ними, но будут побеждены и обращены в рабов. Под условием верности и преданности Иегове евреи явятся орудиями в руках Господа для совершения того суда над народами, который написан в книгах закона и возвещен через Моисея (Втор. 32:35). Эта честь – быть судьей над язычниками – принадлежит всем «святым Его», т. е. евреям, под указанным условием. Но, как известно, еврейский народ не сохранил верности своему Господу, чем и лишил себя этого права и чести, которые перешли и осуществляются уже новым Израилем – христианами, и не в форме грубого, военного преобладания, а в виде отсечения и уничтожения среди язычников их ложных верований и грубочувственного строения жизни.