Источник

Глава 36

Четвертая речь Елиуя. 1–33. Бог поражает человека страданиями, чтобы предохранить от греха и побудить к покаянию.

Иов.36:2. подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога.

Молчание Иова дает Елиую повод обратиться к нему с просьбою о продлении его, так как он имеет сказать в защиту Бога еще нечто иное, более лучшее ранее им сказанного.

Иов.36:3. Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость,

Иов.36:4. потому что слова мои точно не ложь: пред тобою – совершенный в познаниях.

Новые рассуждения Елиуя заимствуются из отдаленной области, – из действий Творца в истории человечества и природе («издалека» ­­ евр. «лемерахок», ср. Иов 39.29; Ис 37.26) и, отличаясь безусловною справедливостью, всецело соответствуют своему назначению оправдать Бога.

Иов.36:5. Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца;

В буквальном переводе с еврейского данный стих должен читаться так: «Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца». Принимая во внимание заявление Иова, что божественное всемогущество переходит в произвол, нарушающий требования правды (Иов 9.4–12), Елиуй утверждает, что при всем своем всемогуществе Бог не попирает ничьих прав, – «не презирает никого». Причина и объяснение этого в том, что Его могущество – чисто духовное: «Он могуществен силою сердца», т. е. разума. В силу этого он обладает способностью различить правду от несправедливости и водворить повсюду мудрый порядок (ср. Иов 12.13).

Иов.36:6–15. Примеры беспристрастного правосудия из истории человечества.

Иов.36:6. Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным;

Иов.36:7. Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются.

Обладая полнотою духовных сил, Бог и среди людей поддерживает духовное совершенство: не допускает торжества зла (ст. 6; ср. Иов 34.19) и охраняет добро – «не отвращает очей» («праведников посаждает на престол» ср. 1Цар 2.8; Пс 112.7–8, 131.12).

Иов.36:8. Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия,

Иов.36:9. то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились,

Иов.36:10. и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия.

Не нарушается Божественное Правосудие и страданиями праведников, будут ли это цепи в буквальном смысле, – превращение прежних царей в узников, или же всякого рода бедствия («узы бедствий» – ср Иов 13.27; Ис 28.22, Пс 106.10 и д.). Они вызываются впадением праведников в грех, несмотря на божественные предостережения («потому что умножились», буквально: «потому что они поступали гордо» ср. Иез 33.13, 18), и направляются к исправлению, – просветлению рассудка и совести («открывает... ухо», ср. Иов 33.16) и укреплению воли («отстали от нечестия», евр. «овен» ­­ ничтожество, грех слабости; ср. Иов 13.10; 1Ин 1.9).

Иов.36:11. Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости;

Иов.36:12. если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии.

Двоякий результат страданий: раскаяние возвращает впавшему в грех прежнее благополучие (ср. Ис 1.19; Иез 33.14–16), а при нераскаянности бедствия доводят человека до гибели (Иез 33.13; Ис 1.20), он умирает «в неразумии», – греховности (по кн. Притчей, глупость – синоним нечестия, греховности).

Иов.36:13. Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы;

Иов.36:14. поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками.

В то время как в согрешившем праведнике несчастья могут возбудить раскаяние, нечестивых (синодальное «лицемеры») они приводят в состояние ожесточения, раздражения (ср. Иов 5.2), при котором не может быть молитвенного обращения к Богу. В наказание за это они умирают в юности (ср. Иов 5.26) и проводят такую же позорную жизнь, как «кедешим» («effeminati» Vulg.) – официальные блудники, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих богов (Втор 23.18; 3Цар 14.24, 15.12, 22.46).

Иов.36:15. Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его.

Иов.36:16. И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком;

Применение сказанного к Иову. Спасая страждущего праведника, Господь подобным же образом поступил бы и с раскаявшимся Иовом: избавил бы от бедствий («вывел бы из стеснения на простор», ср. Пс 4.2, 17.20, 117.5, 118.45) и возвратил бы прежнее счастье, богатство: «поставляемое на стол твой было бы наполнено туком» (ср. Пс 21.27, 22.5; Притч 9.2).

Иов.36:17. но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение – близки.

Иов.36:18. Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя.

Сомнение в исполнимости только что сказанного. Ввиду греховного настроения Иова («преисполнен суждениями нечестивых», ср. Иов 34.7), проявляющегося в нечестивых речах, которые навлекают божественный гнев («суждение и осуждение – близки»), Елиуй сомневается в исполнимости своих обещаний и потому предостерегает Иова от излишней раздражительности, могущей привести к оскорблению Бога, «Пусть гнев не вовлечет тебя в оскорбление» (буквальный перевод первой половины 18 ст.; ср. ст. 13; Иов 34.37), и советует терпеливо переносить страдания, которыми он может искупить себя («пусть величие выкупа не отвращает тебя от раскаяния», – вторая половина 18 ст.).

Иов.36:19. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, – ни золоту и никакому сокровищу.

Неудовлетворительность синодального чтения доказывается упоминанием о богатствах, которые Иов готов предложить в качестве выкупа. Все его имущество погибло, следовательно, не может быть и речи о нем, как существующем. Правильным чтением данного стиха признается следующее: «твои вопли выведут ли тебя из несчастия, а равно и все усилия твоего могущества?» Побуждением последовать совету Елиуя (ст. 18) является бесполезность в деле избавления от несчастия воплей Иова (ср. Иов 19.7), а равно и обращения к силе (ср. Иов 9:19). Спасти Иова может лишь тот путь раскаяния, смирения пред Богом, который указывается его другом.

Иов.36:20. Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте.

К числу таких воплей принадлежит неоднократное страстное («не желай», буквально «не вздыхай»; ср. Иов 7.2) требование «ночи», т. е. божественного суда (Иов 34.20, 25, 35.10; ср. Иов 13.18 и д.; Иов 16.21, 23.3 и д.). В деле оправдания Иова оно бесполезно, так как эта «ночь», суд кончается гибелью целых народов («истребляются», буквально – «уносятся, как прах», ср. Пс 1.4; Ис 5.26); уцелеют ли же в это время отдельные личности?

Иов.36:21. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.

Противополагая «нечестию» «страдание», Елиуй, очевидно, разумеет под первым ропот на Бога, нетерпеливое перенесение бедствий. Ввиду бесполезности, даже явного вреда от подобного настроения он еще раз и советует Иову прекратить его, смириться пред правосудным Богом.

Иов.36:22–33. Явления видимой природы, – откровение божественного всемогущества и премудрости, – как доказательство Божественного Правосудия. Введением в этот новый ряд мыслей служат ст. 22–25, из которых первый начинается в качестве начала нового отдела выражением «вот» (ср. ст. 5).

Иов.36:22. Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?

Бог – всемогущий, верховный правитель, и потому Его нельзя упрекнуть ни в одном из действий (ср. Иов 34.17–18). Еврейские «море», передаваемое в синодальном тексте, равно в Таргуме, Пешито и у новейших гебраистов, – Делича и др., выражением «наставник», следует, кажется, по смыслу самого стиха перевести словом «правитель», «δυνάοτης» – LXX.

Иов.36:23. Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?

В качестве верховного правителя Бог не нуждается в постороннем руководительстве («кто укажет», точнее – «кто Ему предписал пути Его»? ср. Иов 34.13, 33), и Его действия, определяемые исключительно личным всесовершенным сознанием и волею, не подлежат обвинению в несправедливости.

Иов.36:24. Помни о том, чтобы превозносить дела Его, которые люди видят.

Иов.36:25. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали.

Всесовершенные по характеру они должны вызывать со стороны Иова не порицание, осуждение (ср. Иов 12.15), а восхваление. Свою хвалебную песнь он обязан присоединить к таковым же песнопениям (Пс 103.33) других людей («дела, которые воспеты другими людьми», вместо неправильного синодального: «дела, которые люди видят»), видящих дела Божии «издали», смотрящих на них с почтением.

Иов.36:26. Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо.

Чувство подобного рода вызывается прежде всего неисследимостью существа Божия, а отсюда и дел божественных, что объясняется в свою очередь Его вечностью. Вечный, он не может быть постигнут ограниченным умом человека.

Иов.36:27. Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем:

Показателями величия Божия, – мудрости и всемогущества, служит атмосферическое явление дождя. Бог «собирает», буквально «привлекает» (евр. «йегара»; ср. Иов 15.8) «капли воды». Силою Его всемогущества и премудрости носящиеся над земною поверхностью испарения поднимаются вверх, превращаются здесь в капли и падают на землю в виде дождя «при Его паре» (евр. «леедо», ср. Быт 2.6; синодальное «во множестве»), т. е. в то время, когда воздушное пространство наполнено созданным Богом паром. В дождь превращаются не все испарения, а только часть их; он дается облаками, изливающими воду на пользу людей.

Иов.36:29. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его?

Величие Божие сказывается далее в том способе, которым распростираются (ср. Пс 103.2, 104.29; Иез 27.7) в атмосферических областях облака, и в происходящем же среди тех же облаков («шатер», ср. Пс 17.12) громе.

Иов.36:30. Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.

Дающий знать о Себе этим последним, Бог распоряжается также молнией, которая во время грозы прорезывает облака и освещает океан до самых «корней его», до самой глубины.

Иов.36:31. Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии.

Из своего жилища Бог является как в роли судьи, так и в положении благодетеля, дает дождь, поддерживает растительность и тем поставляет пищу.

Иов.36:32. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить.

Иов.36:33. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее.

Свой суд Он осуществляет при посредстве повинующейся Ему молнии, направляя ее против Своих врагов (ср. Пс 10.6, 17.14 и д.; Прем. 19.12), а страшную силу суда сознают даже неразумные животные, – намек на их беспокойство перед наступлением грозы.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга Иова. 40-188 с.

Комментарии для сайта Cackle