Глава 24
Вторая половина ответной речи Иова. 1–25. Безнаказанность разного рода грешников; примеры этого.
Иов.24:1. Почему не сокрыты от Вседержителя времена, и знающие Его не видят дней Его?
Как загадочны страдания праведников, так точно не понятна безнаказанность нечестивых. Так как еврейский глагол «цафан» («ло ницпену» «почему не сокрыты» синодального чтения) употребляется для выражения мысли о сбережении, сохранении Богом заслуженного наказания (Иов 21.19), то, очевидно, под «днями и временами» разумеются дни божественного мщения и суда над грешниками (Иез 30.3). Эти дни «не сокрыты от Вседержителя», точнее и яснее, не сохраняются Богом, – их не существует; и потому «знающие Его», – праведники (Иов 18.21; Пс 35.11) не видят проявления Божественного Правосудия по отношению к грешникам (ср. Иов 22.19).
Иов.24:2–4. Первый ряд примеров, доказывающих, что на земле царит достойное проклятия, но тем не менее не караемое притеснение слабых сильными.
Иов.24:2. Межи передвигают, угоняют стада и пасут у себя.
Наказанию подлежат прежде всего «передвигающие межи», – отнимающие у других земельную собственность путем передвижения границ, отделявших владения одного лица от владений другого (Втор 19.14, Втор 27.17; Притч 22.28, 23.10–11; Ос 5.10). Безнаказанными остаются и грабители (ср. Иов 20.19), настолько в силу этого смелые и беззастенчивые, что безбоязненно пасут на глазах у всех угнанный ими скот.
Иов.24:3. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола;
Даже обидчики вдов и сирот, несмотря на обещание Божие защищать этих последних (Исх 22.22–24; Пс 67.6), не получают возмездия.
Иов.24:4. бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться.
Притеснения доходят до того, что бедные лишаются возможности ходить по дорогам и принуждены скрываться. По свидетельству кн. Судей, подобное состояние испытывали евреи во время Самегара от вторжения филистимлян (Суд. 5.6). Это обстоятельство делает довольно правдоподобным предположение некоторых экзегетов (Делима и др.), что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о тех первобытных племенах, населявших землю Уц, владения которых были отняты вторгнувшимися в их страну завоевателями. Что касается вторжения, то оно известно друзьям Иова (Иов 15.19).
Иов.24:5–12. Описание состояния порабощенных племен.
Иов.24:5. Вот они, как дикие ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу; степь дает хлеб для них и для детей их;
Их жизнь напоминает жизнь животных и по месту («как дикие ослы в пустыне» – Иов 6.5, 11.12, 39.5 и д.) и по пище. Ею служат степные травы, корни и ягоды растений (ср. Иов 30.4), которые собираются ими для рано чувствующих голод детей, почему они и выходят на дело свое» (ср. Пс 103.23) ранним утром.
Иов.24:6. жнут они на поле не своем и собирают виноград у нечестивца;
Приготовив пищу для детей, они отправляются для добывания собственного пропитания на поля своих поработителей богачей. Им является предназначенный для скота корм («белило», ср. Иов 6.5) и уцелевшие после настоящего сбора виноградные ягоды.
Иов.24:7. нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже;
Иов.24:8. мокнут от горных дождей и, не имея убежища, жмутся к скале;
Сходство с животными восполняется отсутствием одежд и жилищ (ср. Иов 30.6) и беззащитностью от вредных действий атмосферы.
Иов.24:9. отторгают от сосцов сироту и с нищего берут залог;
Иов.24:10. заставляют ходить нагими, без одеяния, и голодных кормят колосьями;
Иов.24:11. между стенами выжимают масло оливковое, топчут в точилах и жаждут.
После описания участи порабощенных племен, Иов возвращается от перечислений остающихся без наказания злодеяний. Они состоят в том, что сильные отнимают у слабых грудных детей для обращения их в рабство (ср. Иов 31.17–18), берут залоги с нищих и, пользуясь их несостоятельностью, заставляют работать на своих полях, причем даже не кормят, – лишают того, в чем нельзя отказывать животным (Втор 25.4; 1Тим 5.18). – «Голодных кормят колосьями», буквально: «они голодны и носят снопы». Равным образом, когда даровые рабочие притеснителей «между стенами выжимают», т. е. под строгим надзором, оливковое масло и «топчут» виноград, то им не позволяется утолить жажду.
Иов.24:12. В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит, и Бог не воспрещает того.
Превратив одну часть коренного населения в рабство, другую поработители избили. Кровь убитых требует отмщения, но Бог не обращает на это внимания.
Иов.24:13. Есть из них враги света, не знают путей его и не ходят по стезям его.
Иов.24:14. С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором.
Иов.24:15. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня, – и закрывает лице.
Иов.24:16. В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света.
Особого рода преступники, совершающие свои дела под покровом ночи, дети ее, враги света (ср. Рим 13.12). К ним относятся, во-первых, убийцы, встающие «с рассветом», точнее «пред рассветом» (евр. «лайор»), когда преступлению благоприятствует полумрак; во-вторых, прелюбодеи, ждущие темноты вечера (Притч. 7.8–9) и для большей безопасности закрывающие свое лицо, и, наконец, воры, легко подкапывающиеся под стены восточных домов, благодаря отсутствию у них фундамента.
Иов.24:17. Ибо для них утро – смертная тень, так как они знакомы с ужасами смертной тени.
Убийцы, прелюбодеи и воры избегают света, он для них ужасен, как ужасна сень смертная. Днем им грозит опасность быть открытыми и наказанными.
Иов.24:18–21. Данные стихи содержат описание гибели грешника, чего до сих пор не признавал Иов. Ввиду этого большинство экзегетов видит в них изложение взгляда друзей, к которому сам страдалец относится иронически. И действительно, в противном случае Иов впадает в странное самопротиворечие (ср. ст. 12). По тексту LXX, Вульгаты и Пешито гибель грешника представляется Иову только желательною.
Иов.24:18. Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных.
Нечестивый «легок... на поверхности воды» – его счастье не имеет постоянства, так же быстро проходит, как быстро уносится водою легкий предмет (ср. Иов 9.26; Ос 10.7); его имущество подвергается проклятию (Иов 5.3, 18.15, 20), и он не может наслаждаться миром и спокойствием: «не смотрит на дорогу садов виноградных» (ср. 3Цар 4.25; Мих 4.4; Зах 3.10).
Иов.24:19. Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников.
Удел грешника – неотвратимая гибель, подобная неизбежному исчезновению снега под влиянием жары (ср. Иов 6.16–17; Пс 67.3).
Иов.24:20. Пусть забудет его утроба матери; пусть лакомится им червь; пусть не остается о нем память; как дерево, пусть сломится беззаконник,
Иов.24:21. который угнетает бездетную, не рождавшую, и вдове не делает добра.
И подобною судьбою он ни в ком не вызывает сострадания: его забывают самые близкие ему люди, – мать, и память о нем совсем исчезает (ср. Иов 18.17).
Иов.24:22–24. Взгляду друзей Иов противополагает свой собственный.
Иов.24:22. Он и сильных увлекает своею силою; он встает, и никто не уверен за жизнь свою.
В течение своей жизни нечестивый проявляет такое могущество, что его страшатся даже сильные.
Иов.24:23. А Он дает ему все для безопасности, и он на то опирается, и очи Его видят пути их.
Сам Бог помогает беззаконникам. Он видит их злодеяния и тем не менее дает все, служащее к безопасности.
Иов.24:24. Поднялись высоко, – и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются.
Опираясь на свою силу (ст. 22), подкрепляемые божественною помощью, нечестивые достигают наивысшего могущества, а затем умирают такою же смертью, как и все остальные люди. – «Как верхушки колосьев срезываются». Намекая на восточный обычай срезывать при жатве верхушки стебля и оставлять солому на корне, Иов хочет сказать, что стебли и корень нечестивого – его потомство – продолжает существовать, не исчезает, как утверждают друзья (ср. Иов 15.32, 18.19).
Иов.24:25. Если это не так, – кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою?
Взгляд Иова не может быть опровергнут.