Источник

Глава 5

Перенесение ковчега завета из скинии Давидовой в храм

(Ср. 3Цар.8:1–11)

1–3. Собрание старейшин Израилевых в седьмом месяце на торжество перенесения ковчега. 4–6. Перенесение ковчега и многочисленные жертвы Соломона. 7–10. Поставленне ковчега во Святом Святых. 11–14. Пение левитов и игра на музыкальных инструментах; феофаническое облако наполняет храм.

2Пар.5:1. И окончилась вся работа, которую производил Соломон для дома Господня. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его, и серебро и золото и все вещи отдал в сокровищницы дома Божия.

2Пар.5:2. Тогда собрал Соломон старейшин Израилевых и всех глав колен, начальников поколений сынов Израилевых, в Иерусалим, для перенесения ковчега завета Господня из города Давидова, то есть с Сиона.

2Пар.5:3. И собрались к царю все Израильтяне на праздник, в седьмой месяц.

Замечание стиха 1 о помещении Соломоном в храме сокровищ Давида есть повторение (3Цар.7:51) (ср. 2Цар.8:7–12; 1Пар.18:7–11). Сокровища эти, вероятно, были помещены в трехэтажных пристройках храма.

Стихи 2–3 ср. (3Цар.8:1–2). В 2 Паралипоменон не указано название 7-го месяца «этаним» или «афаним» (позже – «тисри»), как в 3 Царств. По блаженному Феодориту, собрание народа совершилось в праздник кущей (Migne, «Patrologiae Cursus Completus. Series graeca», t. 80, p. 822).

2Пар.5:4. И пришли все старейшины Израилевы. Левиты взяли ковчег

2Пар.5:5. и понесли ковчег и скинию собрания и все вещи священные, которые в скинии, – понесли их священники и левиты.

2Пар.5:6. Царь же Соломон и все общество Израилево, собравшееся к нему пред ковчегом, приносили жертвы из овец и волов, которых невозможно исчислить и определить, по причине множества.

Согласно (3Цар.8:3) ковчег подняли и несли священники, как требует и (Чис.4:15). Здесь же, стих 4, равно как в (1Пар.15:2) и (2Цар.6:15), право носить ковчег представляется принадлежащим и левитам или «священникам-левитам», как следует точно перевести с еврейского: (гак) коганим (га) левиим; «левиты» – родовое понятие, «священники» – видовое (ср. Втор.10:8,18:7). См. проф. Ф.Г. Елеонский, «Феократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам Пятикнижия», Христианские Чтения, 1875, август, с. 192–207; ср. прот. Г. Титов, «История священства и левитства ветхозаветной церкви», Тифлис, 1876, с. 63–64, примеч. 2.

2Пар.5:7. И принесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма – во Святое Святых, под крылья херувимов.

2Пар.5:8. И херувимы распростирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы ковчег и шесты его сверху.

2Пар.5:9. И выдвинулись шесты, так что головки шестов ковчега видны были пред давиром, но не выказывались наружу, и они там до сего дня.

2Пар.5:10. Не было в ковчеге ничего кроме двух скрижалей, которые положил Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исходе их из Египта.

Замечание о шестах ковчега и о присутствии их при последнем до сего дня (стих 9, ср. (3Цар.8:8)) принадлежит современному Соломону составителю церковно-государственных летописных известий, а не самому свящ. писателю книг Паралипоменон, предположительно Ездре: уже при Ровоаме драгоценная утварь храма была похищена фараоном египетским Сусакимом (3Цар.14:25–26; 2Пар.12:9), а после плена, в храме Зоровавеля не было и самого ковчега. Таким образом, данное замечание, подобно другим чертам повествования, указывает на документальный характер известий кн. Паралипоменон (Cornelius a Lapide ad hoc locum. проф. А.А. Олесницкий, «Государственная Летопись царей иудейских», Труды Киевской Духовной Академии, № 8, с. 420–421; проф. П.А. Юнгеров, «Происхождение и историчность кн. Паралипоменон», 1905, сентябрь, с. 15–16; Ср. «Толковая Библия», т. II, с. 461).

Из замечания ст. 10: «не было в ковчеге (храма Соломонова) ничего, кроме двух скрижалей» (ср. (3Цар.8:9)) можно уже заключать, что в скинии Моисеевой ковчег заключал и еще нечто: именно по (Евр.9:4) там были, кроме скрижалей завета (ср. Втор.10:1), еще золотой сосуд с манною (Исх.16:32–34) и жезл Ааронов расцветший ((Чис.17:10); см. «Толковую Библию», I, с. 328 и 546; проф. Олесницкого, «Ветхозаветный храм», с. 151).

2Пар.5:11. Когда священники вышли из святилища, ибо все священники, находившиеся там, освятились без различия отделов;

2Пар.5:12. и левиты певцы, – все они, то есть Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и братья их, – одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами,

2Пар.5:13. и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако,

2Пар.5:14. и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий.

В сравнении с параллельными стихами (3Цар.8:10–11) здесь имеется значительная вставка документального характера: свидетельство о левитских хорах, устроенных еще Давидом при скинии Сионской и Гаваонской (1Пар.16:4 и далее, 37; 1Пар.25:7–31)), главных регентах их: Асафе, Емане и Идифуне и торжественном пении с игрой храмового оркестра при освящении храма (см. у прот. Г. Титова, «История священства и левитства», с. 94–98).

Об Асафе и Емане ср. (3Цар.4:31) и комментарии в «Толковой Библии», II, 382–383.

Об облаке славы Иеговы – «Толковая Библия», II, с. 401.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Вторая книга Паралипоменон. 644-776 с.

Комментарии для сайта Cackle