Глава 26
Озия-Азария, 10-й царь иудейский
(Cp. 4Цар.14:21–22,15:1–7)
1–5. Время воцарения, продолжительность царствования и благочестие Озии. 9–15. Военная и гражданская деятельность Озии, армия его и укрепления Иерусалима. 17–20. Горделивое присвоение Озией священнических прав и проказа его. 21–23. Регентство Иоафама, смерть и погребение Озии.
2Пар.26:1. И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и поставили его царем на место отца его Амасии.
2Пар.26:2. Он обстроил Елаф и возвратил его Иудее, после того как почил царь с отцами своими.
2Пар.26:3. Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима.
2Пар.26:4. И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его;
2Пар.26:5. и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог.
О двойном имени Озии-Азарии и общем характере царствования его см. комментарии к (4Цар.14:21–22) («Толковая Библия», т. II, с. 523). Из предприятий внешней политики Озии-Азарии здесь (ст. 5), как и в (4Цар.14:22), отмечается прежде всего возвращение Иудее и укрепление порта Елафа (о положении Елафа см. комментарии к (3Цар.9:26); «Толковая Библия», т. II, с. 412), при Иораме со всей Идумеей отошедшего от Иудеи (2Пар.21:8,10; 4Цар.8:20) и после окончательно потерянного последней при Ахазе (4Цар.16:6). Кроме того, во (2Пар.26:5) указывается, что источник или основание благочестивой настроенности Озии (ст. 4) в первую половину его царствования заключались во влиянии на него некоего пророка Захарии, о котором ничего не известно из Библии; некоторые ошибочно отождествляли его с Захарией, сыном Иодая (2Пар.24:20) или произвольно считали сыном этого Захарии (см. Calmet). Блаженный Феодорит с большим вероятием отожествляет этого Захарию с упомянутым у пророка Исайи, из (Ис.8:2) Захарией, сыном Варахии. (Migne, Curs. Complet. Patrol. Ser. gr. t. 80, p. 845–846). В принятом еврейском тексте ст. 5 Захария, руководитель Озии назван: (гам) мебин бирот гаёлогим, сведущий в видении (или видениях) Божиих, т.е. провидец, пророк. Подобное и в Вульгате: intelligentis et videntis Deum. Перевод LXX лишь в немногих списках имеет данное чтение, как-то: в кодексах 19, 93, 108: τοῦ συνιέτος τόν Κύριον ἐν ὀράσει τοῦ Θεοῦ. Но во многих евр. кодексах имеется другое чтение. Так, кодексы 1, 3, 579, 593, 683, 789 и некоторые др. у Росси имеют не бирот – в видении, а бырат – в страхе (Божьем). Принятый текст LXX также имеет: τοῦ συνιόντος ἐν τῶ φόβω Κυρὶον; славянский текст: «разумеющаго в страсе Господни»; русский синодальный перевод: «поучавшего страху Божию». Авторитет LXX и значительное число еврейских кодексов, согласных с LXX, дает основание предпочесть это второе чтение, хотя мысль первого имеет полную параллель в (Дан.1:17).
2Пар.26:6. И он вышел и сразился с Филистимлянами, и разрушил стены Гефа и стены Иавнеи и стены Азота; и построил города в области Азотской и у Филистимлян.
О положении филистимских городов Азота, евр.: Ашдод (Onomasticon, 36) и Гефа, евр.: Гат (Onomasticon, 301) см. комментарии к (Нав.11:22) в «Толковой Библии», т. II, с. 74.
Иавнея (Иавнеил, Иамния), слав.: «Иавнир» или «Иамния», LXX: Λεβνά, Ἰαβνήρ, Ἰαμνία – тоже филистимский город, составлявший предел колена Иудина ((Нав.15:11); Onomasticon, 533), недалеко от Иоппии (1Мак.10:69,75), в 240 стадиях от Иерусалима, в 12 милях от Диосполя (Лидда) и в 20 от Аскалона (по разрушении Иерусалима, здесь заседал Синедрион; в христианскую эпоху тут была епископская кафедра). Это покорение Озией филистимлян, снова освободившихся от иудейского господства при Ахазе (2Пар.28:18), – событие, совершенно не упомянутое в кн. Царств, по вероятному предположению некоторых экзегетов, имеется в виду у пророка Исайи (Ис.14:28–29).
2Пар.26:7. И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, живущих в Гур-Ваале, и против Меунитян;
2Пар.26:8. и давали Аммонитяне дань Озии, и дошло имя его до пределов Египта, потому что он был весьма силен.
Подобным же успехом сопровождались столкновения Озии с аравитянами, жившими в местности Гур-Ваал (положение неизвестно, вероятно, не одно и то же с Гур (4Цар.9:27), где убит был Охозия, ср. Onomasticon, 356), и с меунитянами (жителями Маона, по LXX: μιναίοι, слав.: «минеи», Vulgata: Ammonitae; ср. комментарии к (2Пар.20:1)). Аравитяне в кн. Паралипоменон не раз называются в соединении с филистимлянами (2Пар.17:11,21:16,26:7). LXX: τοὺς Ἀραβας τοὺς κατοικοῦντας ἐπὶ τῆς πέτρας (слав.: «аравов, иже обитаху в камениих»), по-видимому, разумели жителей каменистой Аравии с главным городом Петра ((ср. 4Цар.14:7); Ср. блаженного Феодорита, Quaestiones in II Paralipomenon, XXVI; Migne, «Patrologia Cursus Completus. Series Graeca», t. 80, p. 846). По Таргуму, Гур-Ваал тожественен с Гераром.
2Пар.26:9. И построил Озия башни в Иерусалиме над воротами уго́льными и над воротами долины и на углу, и укрепил их.
2Пар.26:10. И построил башни в пустыне, и иссек много водоемов, потому что имел много скота, и на низменности и на равнине, и земледельцев и садовников на горах и на Кармиле, ибо он любил земледелие.
О многочисленных и грандиозных постройках царя Озии, по мнению некоторых толкователей, говорят начавшие при этом царе свою деятельность пророки: Осия (Ос.8:14) и Исайя (Ис.2:7,15). Озия первый из царей иудейских основательно укрепил Иерусалим, построив укрепленные башни «над воротами угольными (на северо-западе Иерусалима) и над воротами долины (на западе города, близ нынешних Яффских ворот) и на углу" (ст. 9). Ближайшим поводом к укреплению Иерусалима с западной его стороны могло быть произведенное при отце Озии Амасии разрушение части стены города царем израильским Иоасом (4Цар.14:13; 2Пар.25:23), а затем к этому побуждала мудрого правителя и вообще забота обезопасить город от нападений.
Затем с любовью поощряя развитие земледелия и скотоводства (главных источников жизни и благосостояния древних евреев), Озия способствовал наиболее рациональному ведению обеих отраслей – построением сторожевых башней в степи, где пасся скот, для защиты от хищников и иссечением водоемов как для напоения скота, так и для искусственного полеорошения (ср. И. Флавий, «Иудейские Древности», IX, 10,3). Проф. Олесницкий, на основании (2Пар.26:10), относит ко времени Озии прорытие Силоамского туннеля и начертание известной Силоамской надписи(Олесницкий, «Ветхозаветный храм», с. 814, примеч.).
«На низменности» (евр.: Шефела, LXX: ἐν σεφηλᾶ, Vulgata: sephela, terra campestris, слав. Сефила, равная, напольная, поле) – одна из трех частей территории колена Иудина (Нав.10:40; Суд.1:9; Иер.32:44,33:13), примыкала с юга от Иоппии (Яффы) к равнине Саронской, спускалась до Газы, с запада граничила с морем, с востока с горами Иудиными (Onomasticon, 865. Ср. «Толковая Библия», т. II, с. 68,158).
«На Кармиле». В Библии, как отмечают еще Евсевий и блаж. Иероним (Onomasticon, 602), известны две различных горы и местности этого имени: гора Кармил на севере Палестины, в южной части Ассирова колена, где пребывал пророк Илия (ныне Джебел Кармаль; о положении этого Кармила см. в «Толковой Библии», т. II, с. 453). Другой Кармил – местность и город в нагорной части колена Иудина (Нав.15:55), упоминаемая в истории Саула и Давида (1Цар.15:12,25:2), к юго-востоку от Хеврона; см. «Толковую Библию», т. II, с. 98 и 265. В данном месте (2Пар.26:10) может быть разумеем только этот последний Кармил, так как северный Кармил, лежавший далеко на севере Израильского царства, не входил в состав Иудейского царства и потому не мог принадлежать к владениям Озии. Некоторые толкователи (Philippson, Kautzsch), впрочем, считают евр. Karmel данного места нарицательным: сады, фруктовые плантации.
2Пар.26:11. Было у Озии и войско, выходившее на войну отрядами, по счету в списке их, составленном рукою Иеиела писца и Маасеи надзирателя, под предводительством Ханании, одного из главных сановников царских.
2Пар.26:12. Все число глав поколений, из храбрых воинов, было две тысячи шестьсот,
2Пар.26:13. и под рукою их военной силы триста семь тысяч пятьсот, вступавших в сражение с воинским мужеством, на помощь царю против неприятеля.
Указывается численность воинской силы царя Озии. В числе составителей списков войска, кроме придворного писца Иеиела (о должности придворных писцов, евр.: Соферим, см. комментарии к (2Цар.4:3) в «Толковой Библии», т. II, с. 309), упомянут еще некоторый Маасея надзиратель, евр.: шотер, LXX: κριτής, Vulgata: doctor, слав.: «судия».
Проф. А.А. Олесницкий видит в Маасее летописца периода царствования Озии: «хотя Маасея и называется здесь именем «шотер», но должность шотеримов, или составителей генеалогий, иногда соединялась при царях с обязанностями дееписателя». («Государственная летопись царей иудейских», «Труды Киевской духовной академии», 1879, № 8, с. 427). Правда, летописная функция шотеримов является еще спорной (о ней лишь можно находить неопределенное указание в местах в (Исх.5:6 и далее; Втор.1:15,20:5) и др.), но не может подлежать сомнению, что для тех богатых сведений о царствовании Озии, какими восполняет священный писатель (2Пар.26), сжатое и общее повествование об Озии (Азарин) 4 книги Царств, необходимо должны были быть материалы современника-летописца, именно из близкой двору сферы, каким и мог Быть Маасея.
2Пар.26:14. И заготовил для них Озия, для всего войска, щиты и копья, и шлемы и латы, и луки и пращные камни.
2Пар.26:15. И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силен.
Здесь впервые в Библии встречается известие об изобретении камнеметных и осадных орудий – «катапульт, баллист, таранов, осадных крюков и т.п.» (И. Флавий, «Иудейские Древности», IX, 10, 3). Известие это, из которого следует, что введение в практику военного искусства всех этих орудий не было изобретением греков и римлян, а ранее тех и других известно было на Востоке (Плиний присваивает этим орудиям сирийское происхождение), возбуждает некоторое недоумение ввиду отсутствия посторонних, внебиблейских свидетельств об употреблении упомянутых выше снарядов в библейские времена; по свидетельству Диодора Сицилийского, осада Ниневии длилась 7 лет именно вследствие отсутствия у осаждавших камнеметных орудий. Может быть, в данном месте 2 Паралипоменон говорится о примитивных лишь орудиях указанного рода, которые, именно в силу своего первобытного несовершенства, не сделались достоянием истории военного искусства. (Изображения разного рода камнеметных орудий древности можно видеть в Philippson, «Die Israelitische Bibel», Bd. Ill, s. 1138).
Слава о могуществе Озии, как в свое время и о его благочестивых и могущественных предках Асе и Иосафате (2Пар.14:14,20:29), распространилась далеко за пределы Иудейского царства.
2Пар.26:16. Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.
2Пар.26:17. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных,
2Пар.26:18. и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога.
2Пар.26:19. И разгневался Озия, – а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного.
2Пар.26:20. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь.
Однако Озия не устоял в своем прежнем (ст. 4–5) благочестии. Благополучие и счастье царствования ослепили Озию: в этом благополучии он не увидел побуждение благодарить Иегову (как это подобало истинно теократическому царю), а, напротив – нашел повод к самопревозношению и к святотатственному восхищению дара священства: имея, может быть, в виду обычай совмещения царской власти и жречества у многих народов (напр., у древних римлян царь был вместе и pontifex maximus), Озия покусился совершить принадлежащие исключительно первосвященнику и священникам функции – вхождение в святилище (евр. гехал, т.е. «святое» – передняя или большая часть храма) и каждение там. Между тем в законе Моисеевом посторонним, не священникам, запрещено было под страхом смерти (Исх.30:32,34–38; Чис.8:7); (ср. «Толкая Библия», т. I, с. 548), и фактическим свидетельством действительности подобной угрозы на все века оставались примеры: внезапной смерти Надава и Авиуда ((Лев.10:1–4), см. «Толковая Библия», т. I, с. 436–437), а также поражение проказой Мариами ((Чис.12:10); см. «Толковая Библия», т. I, с. 533–534). Участь последней постигла и царя Озию за его превозношение и святотатство. Иосиф Флавий, подробнее Библии, очевидно, по народным преданиям передающий это событие, дополняет рассказ библейский: во-первых, известием, что роковая попытка Озии «облачиться в священническое одеяние» и священнодействовать произошла «в день торжественного всенародного праздника»; во-вторых, сообщением, что, когда Озия на увещания первосвященника Азарии и священников отвечал угрозами, то «вдруг почва содрогнулась от сильного землетрясения, облака разделились, и блестящий луч солнца скользнул между ними и ударил в глаза царю, так что последний мгновенно заболел проказой, а вблизи города, в том месте, которое именуется Ерогой, отделилась половина скалы, обращенной к западу, прокатилась на расстояние четырех стадий к востоку и навалилась на такое место, где находились царские дороги и парк, и засыпала их» («Иудейские Древности», IX, 10, 4). Дополнение, делаемое И. Флавием к библейскому рассказу о поражении Озии проказой, именно упоминание этого историка о землетрясении, имевшем место в этом случае, не может считаться за одну из встречающихся у И. Флавия поэтических прикрас в передаче библейского повествования, за попытку ввести натуральный элемент в библейский рассказ о чудесном поражении Озии; скорее землетрясение – это факт исторический: пророк Амос (Ам.1:1) говорит о землетрясении при Озии, как общеизвестном событии, считавшемся своего рода эпохой; указание на это же землетрясение, хотя указание неясное и спорное, усматривают и в так называемой Силоамской надписи (открыта Шикком в 1880 г.), где (строка 3-я) упоминается о каком-то появившемся кипении в скале (проф. А.А. Олесницкий, «Ветхозаветный храм», с. 813–814, примеч.).
Нравственную сторону проступка Озии раскрывает святой Иоанн Златоуст: «Озия, забывшись вследствие успеха своих дел и возгордившись счастьем, стал превозноситься выше своего достоинства. Быв царем, он подумал, что ему можно священнодействовать, вторгся во храм, вошел в святое святых, и, когда священник препятствовал и запрещал ему входить туда, он не остановился, но продолжал безумствовать, презирая слова священника. За такое бесстыдство Бог поразил его проказой на челе, так что он, пожелав чести больше надлежащей, потерял и ту, которую имел; ибо не только не получил священства, но, сделавшись нечистым, лишился царства, и со стыда все время проживал тайно в некотором доме». (Толкование на 6-ю главу пророка Исайи, п. 1. Беседы на разные места Священного Писания. Спб. 1861 г., т. I, с. 126).
2Пар.26:21. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли.
2Пар.26:22. Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк.
2Пар.26:23. И почил Озия с отцами своими, и похоронили его с отцами его на поле царских гробниц, ибо говорили: он прокаженный. И воцарился Иоафам, сын его, вместо него.
Что такое был «отдельный дом» (евр. бет гахофшит или согласно Кетиб – гахофшот), в котором жил Озия со дня поражения его проказой и до смерти, равно и вообще о царствовании Озии и печальном конце его, см. комментарий к (4Цар.15:1–7) («Толковая Библия», т. II, с. 524,525). Тогда как в (4Цар.15:6) источником сведений о царствовании Озии-Азарии названы «летопись царей иудейских», здесь (ст. 22), в качестве такого источника, указывается некоторое писание пророка Исайи.
Конечно, это писание было совершенно отличным от канонической книги пророка Исайи произведением, так как в пророческой книге Исайи есть лишь простое упоминание об Озии (Ис.1:1,6:1), а упоминаемое здесь произведение заключало подробные сведения о продолжительном царствовании Озии, было, несомненно, летописного характера и могло составлять часть «летописи царей иудейских», бывшей, как мы говорили, произведением пророков («Толковая Библия», т. II, с. 359).