Глава 16
1–6. Война Асы с Ваасой, царем израильским, и союз первого с царем сирийским. 7–10. Обличение Асы прозорливцем и заключение последнего в темницу. 11–14. Последние дни Асы, болезнь и смерть.
2Пар.16:1. В тридцать шестой год царствования Асы, пошел Вааса, царь Израильский, на Иудею и начал строить Раму, чтобы не позволить никому ни уходить от Асы, царя Иудейского, ни приходить к нему.
2Пар.16:2. И вынес Аса серебро и золото из сокровищниц дома Господня и дома царского и послал к Венададу, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, говоря:
2Пар.16:3. союз да будет между мною и тобою, как был между отцом моим и отцом твоим; вот, я посылаю тебе серебра и золота: пойди, расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтоб он отступил от меня.
2Пар.16:4. И послушался Венадад царя Асы и послал военачальников, которые были у него, против городов Израильских, и они опустошили Ийон и Дан и Авелмаим и все запасы в городах Неффалимовых.
2Пар.16:5. И когда услышал о сем Вааса, то перестал строить Раму и прекратил работу свою.
2Пар.16:6. Аса же царь собрал всех Иудеев, и они вывезли из Рамы камни и дерева, которые употреблял Вааса для строения, – и выстроил из них Геву и Мицфу.
Ср. (3Цар.15:16–22). О хронологических датах войны Асы с Ваасой см. «Толковую Библию», т. II, с. 439–440; ср. у проф. Гуляева, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», стр. 531. О положении взятых сирийским царем израильских городов см. коментарии к (3Цар.15:20). «Толковая Библия», т. II, с. 441.
2Пар.16:7. В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, царю Иудейскому, и сказал ему: так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей.
2Пар.16:8. Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою,
2Пар.16:9. ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны.
2Пар.16:10. И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и некоторых из народа в то время.
Прозорливец Анания жил и действовал и при сыне и преемнике Асы, Иосафате (2Пар.19:2 и далее). Причина и суть обличений его Асе – в недостатке веры последнего в защиту промыслительного действия Божьего и в суеверной надежде на помощь и силу языческого царя (ср. подобные пророческие обличения израильскому царю Ахаву (3Цар.20:35–43); пророка Исайи – иудейскому царю Езекии (4Цар.20:15–19)). Аса тем более был виновен в малодушном неверии Промыслу Божьему, что в войне с Зараем имел поразительно-очевидный пример чудесной помощи Божией (ст. 8; ср. гл. 14), о чем нарочито еще поучал его пророк Азария (2Пар.15:1–7). В словах прозорливца Анании (ст. 9) дано ясное выражение библейского учения о промыслительной деятельности Божьей, особенно в отношении к людям благочестивым. То, что Аса на пророческое обличение отвечал насилием над личностью пророка, равно как и другие притеснения, чинимые им некоторым из народа (ст. 10), показывает, что при всем благочестии своем Аса не был типичным истинно теократическим царем; потому-то Иисус Сирах не называет его в числе лучших царей теократических (Сир.49:5,6).
2Пар.16:11. И вот, деяния Асы, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских.
2Пар.16:12. И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей.
2Пар.16:13. И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего.
2Пар.16:14. И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество.
В описании болезни Асы (ст. 12) отмечается отчасти особенная ее острота (болезнь – ревматизм ног или подагра, см. «Толковую Библию», т. II, с. 441), главным же образом уже известный (ср. ст. 7) его грех – грех человеконадеяния: предпочтение врачебной человеческой помощи пред всеисцеляющей силой Божьею. В речи о погребении Асы (ст. 14) упомянуто, во-первых, о нарочитой гробнице Асы, им самим приготовленной, а во-вторых, дано замечательное в библейско-археологическом описание обрядов погребения еврейских царей (ср. ниже (2Пар.21:19) и ср. (Иер.34:5)). Некоторые последователи (между ними и проф. Гуляев, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 533–534) на основании упомянутого здесь и в цитированных местах сожжения благовоний в честь царя – полагали, что здесь имело место сожжение тела царя, и что вообще цари и знатные евреи вообще погребались через трупосожжение. Но единственное ясное свидетельство о том способе погребения – в рассказе (1Цар.31:12) о погребении павших в битве Саула и сыновей его жителями Иависа: случай сожжения трупов здесь был совершенно исключительный, вызванный благоговейным желанием предохранить трупы от поругания со стороны филистимлян.
Царствованию сына Асы, Иосафата, о котором 3 Царств дает чрезвычайно краткий рассказ в несколько стихов (3Цар.22:41–50), 2 Паралипоменон посвящает четыре главы (2Пар.17–20), восполняя сведения 3 Царств как внешними событиями царствования Иосафата, так особенно изображением внутренней – правительственной и религиозно-теократической деятельности этого благочестивого царя.