Глава 15
1–29. Перенесение ковчега завета из дома Авведдара Гефянина на Сион.
Вместо краткого описания перенесения ковчега завета в 2Цар.6:11–23, автор кн. Паралипоменон предлагает подробный рассказ об этом событии. В состав его входят: 1) перечисление предварительных действий – устройства скинии (1Пар.15:1), совещания Давида со священниками и левитами (1Пар.15:2–16) и назначения некоторых из них для перенесения ковчега (1Пар.15:16–24); 2) описание самого акта перенесения (1Пар.15:25–1Пар.16:3) и первого торжественного богослужения пред ковчегом (1Пар.16:4–43), в состав которого входило исполнение особого песнопения, составленного самим Давидом.
1Пар.15:1. И построил он себе домы в городе Давидовом, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию.
Автор не разъясняет, что это за домы, построенные Давидом. Предполагают, что они назначались для его жен (1Пар.14:3). Так как скиния Моисеева находилась в Гаваоне (1Пар.16:39,21:29) и по особым соображениям Давида не была перенесена им на Сион то очевидно, что здесь была выстроена по образцу ее новая.
1Пар.15:2. Тогда сказал Давид: никто не должен носить ковчега Божия, кроме левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему во веки.
Объясняя смерть Озы (1Пар.13:10) неисполнением закона о ношении скинии и ее принадлежностей левитами (1Пар.15:13), Давид издает теперь соответствующее постановлениям Моисея распоряжение (Чис.4:15).
1Пар.15:3. И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, чтобы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил.
Израильтяне, не весь народ, но его представители старейшины и тысяченачальники (1Пар.15:25), только присутствовали при перенесении ковчега завета, но не принимали в нем непосредственного участия; это было делом левитов и священников, о созвании которых и идет речь ниже.
1Пар.15:4. И созвал Давид сыновей Аароновых и левитов:
1Пар.15:5. из сыновей Каафовых, Уриила начальника и братьев его – сто двадцать человек;
1Пар.15:6. из сыновей Мерариных, Асаию начальника и братьев его – двести двадцать человек;
1Пар.15:7. из сыновей Гирсоновых, Иоиля начальника и братьев его – сто тридцать человек;
1Пар.15:8. из сыновей Елисафановых, Шемаию начальника и братьев его – двести;
1Пар.15:9. из сыновей Хевроновых, Елиела начальника и братьев его – восемьдесят;
1Пар.15:10. из сыновей Уззииловых, Аминадава начальника и братьев его – сто двенадцать.
Решив перенести ковчег завета согласно с предписаниями закона Моисеева, Давид приглашает для этого дела те левитские поколения, которые по указанию Моисея обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Именно поколение Каафа с его представителем Уриилом (1Пар.6:24), на котором лежало приготовление к перенесению и само перенесение принадлежностей святилища (Чис.4:4–15); род Мерари во главе с Асаией (1Пар.6:30), обязанный переносить брусья скинии, подножия для них – шесты и т.п. (Чис.4:31–32); и, наконец, потомков Гирсона, с их главою Иоилем (1Пар.6:28), переносивших покровы скинии, завесы и т.п. (Чис.4:25–26). К ним Давид присоединяет еще левитов из трех других происшедших от Каафа поколений: Елисафана, внука Каафа (1Пар.6:22), Хеврона, третьего сына Каафа (1Пар.6:18), и Узиила, четвертого его сына (1Пар.6:18). Для перенесения ковчега завета собираются, таким образом, четыре рода каафитов (стихи 5, 8–10) и по одному роду потомков Мерари и Гирсона.
1Пар.15:11. И призвал Давид священников: Садока и Авиафара, и левитов: Уриила, Асаию, Иоиля, Шемаию, Елиела и Аминадава,
1Пар.15:12. и сказал им: вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа Бога Израилева на место, которое я приготовил для него;
Перенесение ковчега завета – места пребывания самого Бога (Исх.25:22), требовало от левитов и священников чистоты, между прочим, омовения одежд (Исх.19:10,15; 2Пар.30:3).
1Пар.15:13. ибо как прежде не вы это делали, то Господь Бог наш поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно.
См. комментарии к (1Пар.15:2).
1Пар.15:17. И поставили левиты Емана, сына Иоилева, и из братьев его, Асафа, сына Верехиина, а из сыновей Мерариных, братьев их, Ефана, сына Кушаии;
См. (1Пар.6:33,39,44).
1Пар.15:18. и с ними братьев их второстепенных: Захарию, Бена, Иаазиила, Шемирамофа, Иехиила, Унния, Елиава, Ванею, Маасея, Маттафию, Елифлеуя, Микнея и Овед-Едома и Иеиела, привратников.
Иаазиил Азиил (1Пар.15:20), Иеиел (1Пар.16:5).
1Пар.15:19. Еман, Асаф и Ефан играли громко на медных кимвалах,
1Пар.15:20. а Захария, Азиил, Шемирамоф, Иехиил, Унний, Елиав, Маасей и Ванея – на псалтирях, тонким голосом.
1Пар.15:21. Маттафия же, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом, Иеиел и Азазия – на цитрах, чтобы делать начало.
Разделение вышеупомянутых лиц (1Пар.15:17–18) на три хора сообразно с теми музыкальными инструментами, на которых они играли. Второй хор играл «на псалтирях тонким голосом», буквально с еврейского («алаламот») «по-девичьи», девичьим, тонким голосом – дискантом или альтом. Третий ход – «на цитрах, чтобы делать начало» («ал-гашшеминит») «на восьмой, последней и самой грубой струне», т.е. самым низким голосом.
1Пар.15:22. А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был искусен в нем.
«Хенания... был учителем пения» – чтение LXX. Из дальнейшего рассказа не видно, чтобы перенесение ковчега завета сопровождалось пением. Поэтому некоторые (проф. Гуляев) все данное место переводят так: «Хенания был начальником левитов в этом деле. Он начинал музыку, потому что был искусен». Другие (Цоклер) присваивают ему роль главного руководителя всей процессией перенесения ковчега завета.
1Пар.15:23. Верехия и Елкана были придверниками у ковчега.
Так как при перенесении ковчега не было нужды в привратниках, не чувствовалось необходимости в них и при постановке его на место, то предполагают, что термин «привратник» имеет в данном, а равно и в следующем стихе какое-нибудь особое значение. Не открывали ли двое из них шествие и двое не замыкали ли?
1Пар.15:24. Шевания, Иосафат, Нафанаил, Амасай, Захария, Ванея и Елиезер, священники, трубили трубами пред ковчегом Божиим. Овед-Едом и Иехия были придверниками у ковчега.
Распоряжение трубить в трубы сделано, очевидно, во исполнение предписания (Чис.10:10).
1Пар.15:26. И когда Бог помог левитам, несшим ковчег завета Господня, тогда закололи в жертву семь тельцов и семь овнов.
Выражение «помог« едва ли указывает на успех в начале процессии. Противополагая второе перенесение ковчега первому, как видно из главы (1Пар.13), неудавшемуся, автор хочет указать словом «помог» на благополучный его исход, окончание. В таком случае и жертвоприношение, о котором идет в настоящем случае речь, имело место в конце перенесения. С этой стороны повествование кн. Паралипоменон отличается от рассказа кн. Царств. По словам последней, через каждые шесть шагов приносился в жертву вол и телец (2Цар.6:13). Но если трудно предположить, чтобы при громадном стечении народа возможно было рассчитать столь небольшое количество шагов, то естественнее будет считать вероятность сообщения на стороне кн. Паралипоменон. Отмечаемое в ней семеричное число жертвоприношения указывает на особенную торжественность.
1Пар.15:27. Давид был одет в виссонную одежду, также и все левиты, несшие ковчег, и певцы, и Хенания начальник музыкантов и певцов. На Давиде же был еще льняной ефод.
Автор опускает показание (2Цар.6:14), что Давид «прыгал» перед ковчегом завета, но, как видно из (1Пар.15:29), этот факт ему известен. Опуская показание кн. Царств, он восполняет ее рассказ упоминанием, что Давид и все левиты были одеты в меип ефод. Так как меил был одеждой священников (Исх.28:31), то это замечание указывает, что вся процессия носила церковно-богослужебный характер.