Источник

Глава 1

1–23. Десять допотопных патриархов от Адама до Ноя, три сына Ноя и 70 происшедших от них народов. 24–42. Десять потомков Сима до Авраама, сыновья последнего от Агари, Хеттуры и Сарры. 43–54. Цари Идумеи.

1Пар.1:1. Адам, Сиф, Енос,

1Пар.1:2. Каинан, Малелеил, Иаред,

1Пар.1:3. Енох, Мафусал, Ламех,

1Пар.1:4. Ной, Сим, Хам и Иафет.

Перечисление десяти допотопных патриархов с указанием лет жизни каждого встречается в пятой главе кн. Бытия. Автор Паралипоменон приводит одни имена без всякой связи, вероятно, потому, что происхождение патриархов и продолжительность их жизни он считал известными своим читателям из кн. Бытия.

1Пар.1:5. Сыновья Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас.

1Пар.1:6. Сыновья Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма.

1Пар.1:7. Сыновья Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим.

1Пар.1:8. Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.

1Пар.1:9. Сыновья Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыновья Раамы: Шева и Дедан.

1Пар.1:10. Хуш родил также Нимрода: сей начал быть сильным на земле.

1Пар.1:11. Мицраим родил: Лудима, Анамима, Легавима, Нафтухима,

1Пар.1:12. Патрусима, Каслухима, от которого произошли Филистимляне, и Кафторима.

1Пар.1:13. Ханаан родил Сидона, первенца своего, Хета,

1Пар.1:14. Иевусея, Аморрея, Гергесея,

1Пар.1:15. Евея, Аркея, Синея,

1Пар.1:16. Арвадея, Цемарея и Хамафея.

1Пар.1:17. Сыновья Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам. [Сыновья Арама:] Уц, Хул, Гефер и Мешех.

1Пар.1:18. Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера.

1Пар.1:19. У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля; имя брату его Иоктан.

1Пар.1:20. Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавета, Иераха,

1Пар.1:21. Гадорама, Узала, Диклу,

1Пар.1:22. Евала, Авимаила, Шеву,

1Пар.1:23. Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана.

Потомки сыновей Ноя перечисляются также в десятой главе книги Бытия. Но в книге Паралипоменон опущены вводное и заключительное замечание (Быт.10:1,21,32), а также исторические указания кн. Бытия на основание Нимвродом царства в Ниневии (Быт.10:10) и на расселение иафетитов и хамитов по местам их жительства (Быт.10:5,19). Кроме этого различия, а равно незначительных особенностей в произношении имен и пропуска некоторых слов в стихе 17 (см. ниже), оба списка сходны между собой и по перечисляемым именам и по форме. Так в стихах 5–9, как и в (Быт.10:2–7), члены списка соединяются через выражение «убеней» («сыны»); от стиха 10, как и в стихе 8, – через «йалад» («родил»); в (1Пар.17) снова через «беней», как в стихе 22, и в стихе 18 вновь через «йалад», как в стихах 24 и 25 книги Бытия. Ввиду этого список потомков Ноя кн. Паралипоменон можно считать заимствованным из кн. Бытия.

1Пар.1:5. Сыновья Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас.

1Пар.1:6. Сыновья Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма.

1Пар.1:7. Сыновья Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим.

Имена 14 потомков Иафета – семи сыновей и семи внуков.

1Пар.1:6. Сыновья Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма.

Чтение «Рифат» вместо еврейского «Дифат» имеет за себя, кроме авторитета LXX и Вульгаты, этнографические названия; Ριφαταῖοι ­ Пафлагонцы у Иосифа Флавия (Археология 1,6). Превращение Рифат в Дифат произошло под влиянием сходства еврейских букв реш (ר) и далет (ד).

1Пар.1:7. Сыновья Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим.

Вместо имени «Родамин» в еврейском тексте (Быт.10:4) стоит Доданим; у LXX в обоих случаях «Ρόδιος», в Вульгате в обоих «Dodanim». Греческое чтение и еврейское кн. Паралипоменон должно быть признано более правильным, так как оно находит себе объяснение в имени острова Родоса, жители которого были потомками Явана.

1Пар.1:8. Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.

1Пар.1:9. Сыновья Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыновья Раамы: Шева и Дедан.

1Пар.1:10. Хуш родил также Нимрода: сей начал быть сильным на земле.

1Пар.1:11. Мицраим родил: Лудима, Анамима, Легавима, Нафтухима,

1Пар.1:12. Патрусима, Каслухима, от которого произошли Филистимляне, и Кафторима.

1Пар.1:13. Ханаан родил Сидона, первенца своего, Хета,

1Пар.1:14. Иевусея, Аморрея, Гергесея,

1Пар.1:15. Евея, Аркея, Синея,

1Пар.1:16. Арвадея, Цемарея и Хамафея.

Имена 30 потомков Хама – 4 сыновей, 24 внуков и 2 правнуков (Шева и Дедан – ст. 3). Нимврод не включается в число внуков, так как он рассматривается не в качестве родоначальника отдельного поколения, а лишь в качестве героя. Замечание: «сей начал быть сильным на земле», представляет его достаточную характеристику, в силу чего нет нужды в повторении дальнейших показаний о нем книги Бытия (Быт.10:9–12).

1Пар.1:17. Сыновья Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам. [Сыновья Арама:] Уц, Хул, Гефер и Мешех.

1Пар.1:18. Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера.

1Пар.1:19. У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля; имя брату его Иоктан.

1Пар.1:20. Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавета, Иераха,

1Пар.1:21. Гадорама, Узала, Диклу,

1Пар.1:22. Евала, Авимаила, Шеву,

1Пар.1:23. Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана.

26 потомков Сима, не евреев: пять сыновей, пять внуков и шестнадцать дальнейших потомков. В ст. 17 перед именем Уц отсутствует выражение (Быт.10:23): «сыновья Арама», в силу чего он, а равно и дальнейшие лица – Хул, Гефер и Мешех представляются в кн. Паралипоменон сыновьями Сима, тогда как по кн. Бытия они дети Арама, т.е. внуки Сима. Но это различие объясняется тем, что и здесь, как и в списке первых четырех стихов, писатель Паралипоменон опустил слова «сыновья Арама», будучи уверен, что отношение Уца, Хула и т.д. к Араму известно его читателям из кн. Бытия. При знакомстве с нею самого автора недопустимо предположение Кнобеля, что он считал Уца за сына Сима. Вместо Мешех в еврейском тексте (Быт.10:23) стоит Маш. Которое чтение правильнее, сказать трудно. Но так как имя Мешех усвояется сыну Иафета (Быт.10:2; 1Пар.1:5), то естественнее предполагать, что происшедшая от Сима народность носила другое название – «Маш», т.е. признать верным чтение Бытия.

1Пар.1:18. Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера.

Греческий текст как в 1 книге Паралипоменон, так и в (Быт.10:24,11:12) ставит между Арфаксадом и Салою Каинана, напротив, в евр. тексте ни в том, ни в этом месте нет этого посредствующего имени, поставляемого евангелистом Лукою в числе предков Спасителя (Лк.3:36). Вопрос о преимущественной верности того или другого текста разрешается на основании того соображения, что ни древнейшим греческим переводчикам, ни христианам первых веков не было никакого побуждения вносить в родословные списки еврейских патриархов такое лицо, какого никогда не было. Естественнее предполагать пропуск в еврейском тексте именно в кн. Бытия, где поводом к ошибке писца могло послужить одинаковое число лет (130) Каинана и Салы до рождения ими первенцев (Быт.11:12,14). Неправдоподобность еврейского счисления видна из того, что с пропуском Каинана Сим должен дожить до столпотворения и рассеяния племен.

1Пар.1:24. [Сыновья же] Симовы: Арфаксад, [Каинан,] Сала,

1Пар.1:25. Евер, Фалек, Рагав,

1Пар.1:26. Серух, Нахор, Фарра,

1Пар.1:27. Аврам, он же Авраам.

Потомки Сима до Авраама, перечисляемые также в (Быт.11:10–26). Автор Паралипоменон вновь передает одни имена, между тем как в кн. Бытия указано происхождение одного патриарха от другого и число лет жизни каждого. Очень вероятно, что и этот список заимствован из кн. Бытия.

1Пар.1:28. Сыновья Авраама: Исаак и Измаил.

1Пар.1:29. Вот родословие их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам,

1Пар.1:30. Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема,

1Пар.1:31. Иетур, Нафиш и Кедма. Это сыновья Измаиловы.

1Пар.1:32. Сыновья Хеттуры, наложницы Авраамовой: она родила Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Сыновья Иокшана: Шева и Дедан. [Сыновья Дедановы: Рагуил, Навдеил, Ассуриим, Астусиим и Асомин.]

1Пар.1:33. Сыновья Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все эти сыновья Хеттуры.

1Пар.1:34. И родил Авраам Исаака. Сыновья Исаака: Исав и Израиль.

1Пар.1:35. Сыновья Исава: Елифаз, Рагуил, Иеус, Иеглом и Корей.

1Пар.1:36. Сыновья Елифаза: Феман, Омар, Цефо, Гафам, Кеназ; [Фимна же, наложница Елифазова, родила ему] Амалика.

1Пар.1:37. Сыновья Рагуила: Нахаф, Зерах, Шамма и Миза.

1Пар.1:38. Сыновья Сеира: Лотан, Шовал, Цивеон, Ана, Дишон, Ецер и Дишан.

1Пар.1:39. Сыновья Лотана: Хори и Гемам; а сестра у Лотана: Фимна.

1Пар.1:40. Сыновья Шовала: Алеан, Манахаф, Евал, Шефо и Онам. Сыновья Цивеона: Аиа и Ана.

1Пар.1:41. Дети Аны: Дишон [и Оливема дочь Аны]. Сыновья Дишона: Хемдан, Ешбан, Ифран и Херан.

1Пар.1:42. Сыновья Ецера: Билган, Зааван и Акан. Сыновья Дишана: Уц и Аран.

1Пар.1:43. Сии суть цари, царствовавшие в земле Едома, прежде нежели воцарился царь над сынами Израилевыми: Бела, сын Веора, и имя городу его – Дингава;

1Пар.1:44. и умер Бела, и воцарился по нем Иовав, сын Зераха, из Восоры.

1Пар.1:45. И умер Иовав, и воцарился по нем Хушам, из земли Феманитян.

1Пар.1:46. И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его: Авив.

1Пар.1:47. И умер Гадад, и воцарился по нем Самла, из Масреки.

1Пар.1:48. И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке.

1Пар.1:49. И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора.

1Пар.1:50. И умер Баал-Ханан, и воцарился по нем Гадар; имя городу его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреда, дочь Мезагава.

1Пар.1:51. И умер Гадар. И были старейшины у Едома: старейшина Фимна, старейшина Алва, старейшина Иетеф,

1Пар.1:52. старейшина Оливема, старейшина Эла, старейшина Пинон,

1Пар.1:53. старейшина Кеназ, старейшина Феман, старейшина Мивцар,

1Пар.1:54. старейшина Магдиил, старейшина Ирам. Вот старейшины Идумейские.

Потомки Авраама разделены на три группы: от Агари (Измаил), Хеттуры и Сарры. Первые две группы перечисляются ранее последней, очевидно, для того, чтобы впоследствии можно было перейти к генеалогии Богоизбранного народа, не нарушая ее связного изложения указанием на другое происшедшие от Авраама народности.

1Пар.1:29. Вот родословие их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам,

1Пар.1:30. Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема,

1Пар.1:31. Иетур, Нафиш и Кедма. Это сыновья Измаиловы.

Имена 12-ти сыновей Измаила и порядок их перечисления – те же, что и (Быт.25:12–16). Равным образом вводное замечание: «вот родословие их», фраза: «первенец Измаилов Наваиоф», и заключительная формула: «это сыновья Измаиловы», не оставляют никакого сомнения в том, что автор вновь повторяет кн. Бытия (Быт.25:12,13,16).

1Пар.1:32. Сыновья Хеттуры, наложницы Авраамовой: она родила Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Сыновья Иокшана: Шева и Дедан. [Сыновья Дедановы: Рагуил, Навдеил, Ассуриим, Астусиим и Асомин.]

1Пар.1:33. Сыновья Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все эти сыновья Хеттуры.

Потомки Авраама от Хеттуры – 6 сыновей и 7 внуков, перечисляются не совсем согласно с указанием (Быт.25:1–4). Именно, автор Паралипоменон опускает народы, происшедшие от Дедана, внука Авраамова (Быт.25:3), по объяснению одних экзегетов (Кейль), потому, что он хотел указать только сыновей и внуков, по словам других, потому, что потомков Дедана не значилось в имевшемся под руками у автора списке Бытия.

1Пар.1:34. И родил Авраам Исаака. Сыновья Исаака: Исав и Израиль.

Исаак называется сыном Авраама уже в стихе 28; но здесь перед изложением его генеалогии делается замечание о его рождении от Авраама по аналогии с (Быт.25:19), где родословие Исаака предваряется такою же точно фразою: «Авраам родил Исаака».

1Пар.1:35. Сыновья Исава: Елифаз, Рагуил, Иеус, Иеглом и Корей.

1Пар.1:36. Сыновья Елифаза: Феман, Омар, Цефо, Гафам, Кеназ; [Фимна же, наложница Елифазова, родила ему] Амалика.

1Пар.1:37. Сыновья Рагуила: Нахаф, Зерах, Шамма и Миза.

От (Быт.36:10) и далее настоящий список потомков Исава отличается отсутствием упоминания о его женах и незначительными особенностями в произношении имен: Иеус вместо Иеис (Быт.36:14), Цефо вместо Цефи (Быт.36:11).

1Пар.1:38. Сыновья Сеира: Лотан, Шовал, Цивеон, Ана, Дишон, Ецер и Дишан.

1Пар.1:39. Сыновья Лотана: Хори и Гемам; а сестра у Лотана: Фимна.

1Пар.1:40. Сыновья Шовала: Алеан, Манахаф, Евал, Шефо и Онам. Сыновья Цивеона: Аиа и Ана.

1Пар.1:41. Дети Аны: Дишон [и Оливема дочь Аны]. Сыновья Дишона: Хемдан, Ешбан, Ифран и Херан.

1Пар.1:42. Сыновья Ецера: Билган, Зааван и Акан. Сыновья Дишана: Уц и Аран.

Семь сыновей Сеира и их потомки, составляющие первоначальное население Идумеи, хотя и не принадлежат к поколению Авраама, но в силу слияния с племенем Исава (из сеирян происходила Оливема, жена Исава (Быт.36:18,25)) включаются в кн. Паралипоменон, как и в кн. Бытия (Быт.36:20 и д.), в состав происшедшей от последнего народности. Имена семи сыновей Сеира сходны с именами кн. Бытия (Быт.35:20–21); подобное же совпадение замечается в именах их потомков – 19 мужчин и одной женщины. Автор опускает лишь имя второй, упоминаемой в кн. Бытия, сеирянки – Оливемы (Быт.36:25).

1Пар.1:43. Сии суть цари, царствовавшие в земле Едома, прежде нежели воцарился царь над сынами Израилевыми: Бела, сын Веора, и имя городу его – Дингава;

1Пар.1:44. и умер Бела, и воцарился по нем Иовав, сын Зераха, из Восоры.

1Пар.1:45. И умер Иовав, и воцарился по нем Хушам, из земли Феманитян.

1Пар.1:46. И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его: Авив.

1Пар.1:47. И умер Гадад, и воцарился по нем Самла, из Масреки.

1Пар.1:48. И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке.

1Пар.1:49. И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора.

1Пар.1:50. И умер Баал-Ханан, и воцарился по нем Гадар; имя городу его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреда, дочь Мезагава.

Список царей едомских представляет почти буквальное повторение списка (Быт.36:31–39). Если не считать незначительных особенностей, обусловливаемых различием форм произношения одного и того же имени (Гадад – стих 46 и Пау стих 50 вместо Гадар и Паи (Быт.36:35,39), а также пропусками некоторых прибавок кн. Бытия («и был царем в Эдоме» – (Быт.36:32) и «сын Ахбора»Быт.36:39), то более важным различием между списками является отсутствие в кн. Бытия замечания Паралипоменон о смерти последнего царя Гадада (стих 51). Оно объясняется тем, что этот царь был жив в Моисеево время.

1Пар.1:51. И умер Гадар. И были старейшины у Едома: старейшина Фимна, старейшина Алва, старейшина Иетеф,

1Пар.1:52. старейшина Оливема, старейшина Эла, старейшина Пинон,

1Пар.1:53. старейшина Кеназ, старейшина Феман, старейшина Мивцар,

1Пар.1:54. старейшина Магдиил, старейшина Ирам. Вот старейшины Идумейские.

Список старейшин едомских с более полными, чем здесь, введением и заключением встречается в (Быт.31:40–3). Сокращение текста Бытия сделано автором Паралипоменон в том соображении, что добавления известны читателям. Вожди названы по именам их владений; за это ручаются несомненно женские имена Фамна и Агаливама, а равно и имена местностей – Ела, Пинон, Феман. Стоящее перед исчислением старейшин выражение: «и умер Гадад», дает некоторым ученым (Бэрто) право считать их преемниками царей и видеть здесь указание на переход от монархической власти к демократической. Другие (Кейль) допускают совместное правление царей и старейшин.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Первая книга Паралипоменон. 534-642 с.

Комментарии для сайта Cackle