Источник

Глава 1

Описание событий, совершившихся непосредственно после смерти Иисуса Навина и указание на то, как колено Иудино, а также и другие колена народа еврейского исполнили повеление Моисея относительно искоренения народов ханаанских из своих уделов (Исх.23:29–33, 34:11–17; Втор.7:1–5; Чис. 33:52).

Суд.1:1. По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на хананеев – воевать с ними?

По смерти Иисуса Навина израильтяне вопросили Господа о том, какое из колен израильских должно идти прежде других против хананеев. Это вопрошение совершалось через Урим и Туммим, который, по смерти первосвященника Елеазара, перешел к его сыну Финеесу (Суд.20:28).

Суд.1:2. И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его.

На вопрос израильтян Господь сказал, что колено Иудино должно подняться на борьбу с хананеями прежде других. Колено Иудино было более многолюдным и воинственным, сравнительно с прочими (Чис. 1:26–27, 26:22, Быт.49:8–9, Втор.33:7), а посему естественно было ему прежде других выступить на борьбу с врагами всего народа, как это было и в деле против вениаминитян (Суд.20:18).

Суд.1:3. Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать с хананеями; и я войду с тобою в твой жребий. И пошел с ним Симеон.

Выступая на борьбу с хананеями, по повелению Господнему, колено Иудино пригласило идти с ним также колено Симеоново, как ближайшее к нему и как имевшее часть своего удела среди колена Иудина (ср. Нав.19:1–8).

Суд.1:4. И пошел Иуда, и предал Господь хананеев и ферезеев в руки их, и побили они из них в Везеке десять тысяч человек.

При помощи Божией выступившие вместе воины колен Иудина и Симеонова одолели хананеев и ферезеев, живших в Везеке, и избили из них 10 000 мужей. Упоминаемый здесь Везек Кондером отождествляется с местечком Избик, находящимся на северо-востоке от Сихема (Наплуса), ср. 1Цар.11:8. О хананеях и ферезеях см. Исх.3:8 и парал. м.

Суд.1:5. В Везеке встретились они с Адони-Везеком, сразились с ним и разбили хананеев и ферезеев.

В Везеке они в числе прочих настигли самого правителя этого города Адони-Везека, с которым сразились и который обратился в бегство. Название Адони-Везек (господин Везека) было общим названием правителей города Везека, как «Фараон» – правителей Египта, «Авимелех» – правителей Герара, «Мелхиседек» – правителей Иерусалима.

Суд.1:6. Адони-Везек побежал, но они погнались за ним и поймали его и отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его.

Пойманный во время преследования, Адони-Везек подвергся казни со стороны израильтян: ему были отсечены большие пальцы рук и ног. Подобное изувечивание побежденных было довольно обычно в древности. По свидетельству Элиена, афиняне подвергли эгинян подобному увечью, отрубив у них большие пальцы на правой руке, чтобы они не могли владеть копьем (Var. hist. II, 9). Александр Македонский, взяв Персеполь, нашел там 800 пленных греков, у которых персидскими царями были отрублены некоторые члены тела.

Суд.1:7. Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали [крохи] под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог. И привели его в Иерусалим, и он умер там.

В настоящей жестокой казни Адони-Везек справедливо усмотрел возмездие Божие за свою жестокость в отношении побежденных им самим правителей городов и местечек, у которых он также отрубал большие пальцы на руках и ногах, и которые, подобно псам, питались отбросами с его стола. Приведенный в Иерусалим, Адони-Везек здесь умер.

Суд.1:8. И воевали сыны Иудины против Иерусалима и взяли его, и поразили его мечом и город предали огню.

При Иисусе Навине Иерусалим не был завоеван израильтянами (Нав.15:63). И в данном случае имеется в виду завоевание только низменной части города, примыкавшей к уделу колена Иудина, нагорная же часть, крепость Сион, примыкавшая к колену Вениаминову, и после того оставалась во власти живших там иевусеев до царя Давида (2Цар. 5:6–9).

Суд.1:9. Потом пошли сыны Иудины воевать с хананеями, которые жили на горах и на полуденной земле и на низменных местах.

После взятия Везека и низменной части Иерусалима воины колен Иудова и Симеонова направились против хананеев, живших в нагорной местности, расположенной между Иерусалимом и Хевроном (ср. Лк. 1:39), к югу (Negeb) от нее – до Кадеса, а также в низменности (Schepelah), расположенной к западу от отрогов Иудиных гор, по побережью Средиземного моря.

Суд.1:10. И пошел Иуда на хананеев, которые жили в Хевроне [имя же Хеврону было прежде Кириаф-Арбы], и поразили Шешая, Ахимана и Фалмая [от рода Енакова].

Суд.1:11. Оттуда пошел он против жителей Давира; имя Давиру было прежде Кириаф-Сефер.

Суд.1:12. И сказал Халев: кто поразит Кириаф-Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену.

Суд.1:13. И взял его Гофониил, сын Кеназа, младшего брата Халевова, и Халев отдал в жену ему Ахсу, дочь свою.

Суд.1:14. Когда надлежало ей идти, Гофониил научил ее просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе?

Суд.1:15. [Ахса] сказала ему: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды. И дал ей [Халев по желанию ее] источники верхние и источники нижние.

См. объяснения к Нав.15:13–19. Рассказ о завоевании Хеврона и Давира повторен здесь по важности этого события для истории.

Суд.1:16. И сыны [Иофора] Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа.

После того, как колено Иудино отвоевало территорию, расположенную к югу от Хеврона, на этой территории, пустыне Иудиной, на юг от города Арада (ср. Чис.21:1), следы которого сохранились в современном Tell Arаd (к югу от Маона по Робинзону), вместе с израильтянами из колена Иудова поселились также кенеи, потомки Ховала, тестя Моисея, переселившегося сюда из Иерихона (города Пальм). О кенеях см. Чис.10:29, 24:21.

Суд.1:17. И пошел Иуда с Симеоном, братом своим, и поразили хананеев, живших в Цефафе, и предали его заклятию, и оттого называется город сей Хорма.

В своем победоносном шествии воины колен Иудина и Симеонова завоевали также хананейский город Цефат, жителей которого подвергли избиению, а на самое место наложили заклятие (херем), почему оно и названо Хорма (ср. Чис.21:3). Развалины Цефат многие думают видеть в урочище Себета, в северной части пустыни Син.

Суд.1:18. Иуда взял также Газу с пределами ее, Аскалон с пределами его и Екрон с пределами его [и Азот с окрестностями его].

Колено Иудино во время этой войны подчинило даже Газу, Аскалон и Экрон с принадлежащими к ним областями, хотя и не завладело ими окончательно.

Суд.1:19. Господь был с Иудою, и он овладел горою; но жителей долины не мог прогнать, потому что у них были железные колесницы.

Колено Иудино овладело и горной местностью, но не могло овладеть долинами и одолеть обитавших здесь хананеев, так как они имели железные колесницы, которые были неудобоприменимы в гористой местности, но очень удобны для военных действий в долинах.

Суд.1:20. И отдали Халеву Хеврон, как говорил Моисей, [и получил он там в наследие три города сынов Енаковых] и изгнал оттуда трех сынов Енаковых.

Ср. Нав.15:13–14; Чис.14:24; Втор.1:36.

Суд.1:21. Но иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня.

Ср. Нав.15:63, и выше ст. 8. Иерусалим находился на границе двух колен: Иудина и Вениаминова. Тогда как Иудино колено, как ясно из ст. 8, успело отвоевать примыкавшую к его уделу часть, колено Вениаминово не могло достигнуть этого относительно своей части, почему принуждено было терпеть обитавших здесь иевусеев до времени царя Давида (2Цар. 5:6–9).

Суд.1:22. И сыны Иосифа пошли также на Вефиль, и Господь был с ними.

Сыны Иосифа, т.е. колена Ефремово и Манассиино, выступили против Вефиля, который входил в удел колена Вениаминова (Нав.18:21–22), но примыкал к колену Ефремову с юга. По Евсевию Кесар. (Onomasticon, 209, 55 etc. ), Вефиль находился на расстоянии 12 миль от Иерусалима, на месте современного Beitin.

Суд.1:23. [И остановились] и высматривали сыны Иосифовы Вефиль [имя же городу было прежде Луз].

О прежнем названии Вефиля – Луз см. Быт. 28:19 и Нав.16:2.

Суд.1:24. И увидели стражи человека, идущего из города, [и взяли его] и сказали ему: покажи нам вход в город, и сделаем с тобою милость.

Суд.1:25. Он показал им вход в город, и поразили они город мечом, а человека сего и все родство его отпустили.

Суд.1:26. Человек сей пошел в землю хеттеев, и построил [там] город и нарек имя ему Луз. Это имя его до сего дня.

Воины колен Ефремова и Манассиина при взятии города Вефиля (прежде Луз) воспользовались услугами перебежчика. По взятии города и истреблении его населения они в благодарность за оказанную услугу отпустили этого человека с его родственниками на свободу, после чего он удалился в страну хеттеев, лежавшую между Ефратом и Оронтом, и здесь выстроил город, назвав его по прежнему имени Вефиля – Луз. Следы этого города думают видеть в урочище Лувеизия, близ Эл-Гаджар, к северо-востоку от Телль-Эл-Кади.

Суд.1:27. И Манассия не выгнал жителей Бефсана [который есть Скифополь] и зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов; и остались хананеи жить в земле сей.

Колено Манассиино не могло изгнать хананеев из некоторых городов и их окрестностей, так что хананеи продолжали жить здесь. Ср. Нав. 17:11–12.

Суд.1:28. Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он хананеев данниками, но изгнать не изгнал их.

Ревность израильтян по изгнанию хананеев из своих уделов, объявившаяся в первое время после смерти Иисуса Навина, впоследствии оскудела; вместо того чтобы изгонять хананеев, израильтяне сделали их своими данниками, чем нарушили завещание Моисея (Втор.20:17–18). Ср. выше, в начале I гл.

Суд.1:29. И Ефрем не изгнал хананеев, живущих в Газере; и жили хананеи среди их в Газере [и платили им дань].

Суд.1:30. И Завулон не изгнал жителей Китрона и жителей Наглола, и жили хананеи среди их и платили им дань.

Суд.1:31. И Асир не изгнал жителей Акко [которые платили ему дань, и жителей Дора] и жителей Сидона и Ахлава, Ахзива, Хелвы, Афека и Рехова.

Суд.1:32. И жил Асир среди хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их.

Суд.1:33. И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками.

Называются города, входившие в уделы разных колен, в которых оставались неизгнанные хананеи: Газер (Тель-Джезерз), ср. Нав.16:10, Китрон, отождествляемый с упоминаемым в Нав.19:15, Каттаф, Наглол, отождествляемый с упоминаемым в Нав.19:15, 21:35, Нагалал (вероятно, современный Малул к западу от Назарета), Акко – город с пристанью, при впадении ручья Бела в Средиземное море, впоследствии Птолемаида, ныне Сен Жан-д'Акр, Сидон – лежавший на берегу моря (ср. Нав.19:28), Ахлав – называемый в Талмуде Гуш-Халаво, у И. Флавия – Гискала, ныне Эл-Гис; Ахзив, ср. Нав.19:29, Хелва, упоминаемый в Нав.19:29 под именем Хевела (ср. русско-венский перевод кн. Иисуса Навина, а также оксфордский ревизованный перевод Библии), отождествляется с упоминаемым в надписи Сеннахерима (поход против Езекия) местечком Макхаллиба, Афик и Рехов, ср. Нав.19:30, Чис.13:22, Вефсамис и Бефанаф, ср. Нав.19:38. Обилие оставшихся в этих городах хананеев послужило причиной названия этой части израильской страны «языческой Галилеей» (Мф. 4:15).

Суд.1:34. И стеснили аморреи сынов Дановых в горах, ибо не давали им сходить на долину.

Суд.1:35. И остались аморреи жить на горе Херес [где медведи и лисицы], в Аиалоне и Шаалвиме; но рука сынов Иосифовых одолела [аморреев], и сделались они данниками им.

Суд.1:36. Пределы аморреев от возвышенности Акравим и от Селы простирались и далее.

Если в северных коленах пассивность израильтян относительно прежних владельцев завоеванной местности обнаружилась только в оскудении ревности относительно изгнания их, то в колене Дановом она приняла характер даже некоторой стесненности самих израильтян. Жившие там прежде аморреи оставались жить в этой местности после поселения колена Данова, занимая гору Херес, отождествляемую с Ир-Шемеш (Нав. 19:41), Аиалон, Шаалвим (ср. Нав.19:42) и вообще территорию, лежащую между Идумеей и коленом Дановым, от возвышенности Акравим, на юг от Мертвого моря (ср. Чис.34:4) до Селы, т.е. Петры (ср. Нав.19:47–48), и стесняя данитян. И лишь впоследствии аморреи стали данниками колена Ефремова.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Книга Судей Израилевых. 4-68 с.

Комментарии для сайта Cackle