Глава 27
Повеление устроить по переходе через Иордан каменный памятник с начертанием на нем положений закона и вместе жертвенник Иегове. – Церемониал произнесения проклятий на ослушников закона и благословений – на исполнителей.
Втор.27:2. И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью;
«Поставь себе большие камни» – на горе Гевал (Втор.27:2.4).
Втор.27:3. и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь [Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих.
«Все слова (т. е. все основные положения) закона сего». По иудейскому преданию, на камнях начертаны были (Нав 8.30–32) гражданские и уголовные законы, а также нравственные положения, включенные в Пятикнижие, числом 613.
Втор.27:5. и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа;
«Жертвенник из камней, не поднимая на них железа», согласно закону, изложенному в Исх. 20.25.
Втор.27:12. сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин;
Втор.27:13. а сии должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим.
Горы Гаризим и Гевал образуют своими склонами ту долину, в которой лежит селение Наблус (древний Сихем). Гора Гевал расположена на Северной стороне долины, гора Гаризим – на южной.
В настоящей главе отмечены лишь проклятия, которые должны быть произнесены на горе Гевал. В следующей, Втор 28.1, главе мы встречаем двенадцать благословений, как бы соответствующих двенадцати проклятиям Втор 27.1 главы.
Заповедуемый обряд всенародного благословения и проклятия был совершен при преемнике Моисея, Иисусе Навине (Нав 8.33–34).
Втор.27:15. проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь.
Ср. Исх. 20:4; Лев.26:1; Втор 4:15–19, 5:7–9.
Втор.27:16. Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь.
Ср. Исх. 20:12; Лев.19:3; Втор 21:18.
Втор.27:17. Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь.
Ср. Втор 19.14.
Втор.27:18. Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь.
Ср. Лев.19.14.
Втор.27:19. Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь.
Ср. Исх. 22:21–22, 23:6–9; Втор 24:17.
Втор.27:20. Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь.
Ср. Лев.20.11; Втор 22.30.
Втор.27:21. Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет: аминь.
Ср. Лев.18:23, 20:15.
Втор.27:22. Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь.
Ср. Лев.18:9, 20:17.
Втор.27:23. Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь. [Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей! И весь народ скажет: аминь.]
Ср. Лев.18:17, 18, 20:14.
Втор.27:24. Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь.
Ср. Исх. 20:13, 21:14; Втор 19:11–13.
Втор.27:25. Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь.
Ср. Исх.. 23:1, 7; Лев.19:16; Втор. 19:18–19.
Втор.27:26. Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь.
Ср. Втор 28.15.