Глава 22
Законы: о сбережении чужой собственности; об одеждах пола; об отношении к животным; о мерах предосторожности при возведении построек; о несмешении вида; о кистях внешней одежды; о публичном оклеветании мужем своей жены; о разных видах любодейства.
Втор.22:1. Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему;
Втор.22:2. если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их;
Втор.22:3. так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего.
Втор.22:4. Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе.
Ср. Исх. 23.4–5.
Втор.22:5. На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие.
Ср. Втор.22:9–11. Цель законодателя – предохранить народ от всякого рода вредных противоестественных смешений (ср. Лев.18.22–24). Обычай переодевания в одежды иного пола в видах наслаждения противоестественными формами разврата практиковался у многих языческих народов древнего мира.
Втор.22:6. Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми:
Втор.22:7. мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои.
Ср. Исх. 23:19; Лев.22:28; Втор 14:21, 22:10: предписания гуманного отношения к животным, служащим на пользу человеку. «Мать, оставленная в живых, – замечает по поводу комментируемого места св. Ефрем Сирин, – может иметь и других птенцов. Если же оставишь птенцов, взявши их мать, – они умрут злой смертью. А если возьмешь и мать, и птенцов, то лишишь землю птицы» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII).
Втор.22:8. Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него.
Ср. Исх. 21:29–34, 22:6. Предписания осторожности в действиях.
Втор.22:9. Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника [своего].
Втор.22:10. Не паши на воле и осле вместе.
Втор.22:11. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе.
См. пр. к Втор.22:5. Объясняя смысл 11-го стиха, св. Ефрем Сирин замечает: «Законодатель хотел, чтобы народ в самой одежде своей (ср. след., 12 ст.) далек был от языческих народов» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII).
Втор.22:12. Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься.
Ср. Чис. 15.37–41.
Втор.22:13. Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее,
Втор.22:14. и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства»,
Втор.22:15. то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам;
Втор.22:16. и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и [ныне] он возненавидел ее,
Втор.22:17. и вот, он взводит [на нее] порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города.
Втор.22:18. Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его,
Втор.22:19. и наложат на него сто сиклей серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою.
Узаконяется, вероятно, один из обычаев древности.
Втор.22:20. Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы,
Втор.22:21. то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя.
Втор.22:22. Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля.
Втор.22:23. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,
Втор.22:24. то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.
Втор.22:25. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею,
Втор.22:26. а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его;
Втор.22:27. ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее.
Втор.22:28. Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их,
Втор.22:29. то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят [сиклей] серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею.
Ср. Исх. 22:16,17; Лев.18:20, 21:9; Ин 8:5.
Девица, потерявшая честь в доме родителей (20–21 ст.), оба участника акта добровольного прелюбодеяния (22–24 ст.), виновник насильственного (25–27 ст.) подлежали смертной казни через побиение камнями, «ибо, – замечает св. Ефрем Сирин, – меч (здесь не в букв. см.) жаждет крови того, кто пьет воду татьбы из источника чуждого (Притч 9.17, 18)» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII). Совершивший насилие над свободной девицей обязывался уплатить денежный штраф ее родителям и сделаться законным мужем обольщенной, без права развода (28–29 ст.).
Втор.22:30. Никто не должен брать жены отца своего и открывать край одежды отца своего.
Ср. Лев.18.7–8. В евр. т. этот стих отнесли к гл. XXIII.