Глава 6
Обет назорейства. – Формула священнического благословения.
Чис.6:1. И сказал Господь Моисею, говоря:
Чис.6:2. объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,
Назорейство – вид добровольного аскетического подвига, предпринимаемого с высокою нравственною целью: решающийся на этот подвиг «обещается зело обетом, еже очистился чистотою Господу» (Чис.6:2 по слав. пер.). Заповедь о соблюдении себя от осквернения физической нечистотой (а вместе с тем, конечно, и духовной) обязательна для назорея в усиленной степени. В видах поддержания постоянной душевной ясности и духовного равновесия, а также, чтобы избежать самосоздаваемых соблазнов к греху, назорей обязывался воздерживаться от употребления опьяняющих напитков. Волосы на голове назорея, как символ нравственной силы и постоянного роста и преуспеяния в добродетели, не должны быть остригаемы.
Обет назорейства мог быть пожизненным и временным. В случае непроизвольного осквернения назорея запрещенным до окончания срока обета совершался особый обряд очищения (Чис.6 9–12), после чего выполнение подвига начиналось снова, «понеже осквернился глава обета его». Благополучное завершение обета назорейства ознаменовывалось также особым обрядом (Чис.6:13–21).
Чис.6:9. Если же умрет при нем кто-нибудь вдруг, нечаянно, и он осквернит тем голову назорейства своего: то он должен остричь голову свою в день очищения его, в седьмой день должен остричь ее,
«В день очищения его, в седьмой день». В Чис.19:11 читаем: «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней».
Чис.6:10. и в восьмой день должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей, к священнику, ко входу скинии собрания;
Чис.6:11. священник одну из птиц принесет в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его от осквернения мертвым телом, и освятит голову его в тот день;
Чис.6:12. и должен он снова начать посвященные Господу дни назорейства своего и принести однолетнего агнца в жертву повинности; прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено.
Ср. Лев.5.2, 6, 7, 15, 17, 18.
Чис.6:13. И вот закон о назорее, когда исполнятся дни назорейства его: должно привести его ко входу скинии собрания,
Чис.6:14. и он принесет в жертву Господу одного однолетнего агнца без порока во всесожжение, и одну однолетнюю агницу без порока в жертву за грех, и одного овна без порока в жертву мирную,
Чис.6:15. и корзину опресноков из пшеничной муки, хлебов, испеченных с елеем, и пресных лепешек, помазанных елеем, и при них хлебное приношение и возлияние;
Ср. Лев.1, 3, 4.
Чис.6:22. И сказал Господь Моисею, говоря:
Чис.6:23. скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:
Чис.6:24. да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
Чис.6:25. да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
Чис.6:26. да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
Чис.6:27. Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их.
Иудейское предание говорит, что эта формула благословения произносилась ежедневно, по окончании богослужений. Употребляется она и поныне в ритуале еврейского синагогального богослужения.