Богатство и бедность
Богатство и бедность (с их нравственной стороны). Трудясь, мы приобретаем себе такую или иную материальную собственность. Право на владение ею бесспорно принадлежит человеку. Человек, как знаем, создан по образу Божию (Быт.1:27). Нося в себе последний, он чрез то самое имеет и известное право на богоподобное владение внешним миром. Это право человека было подтверждено и Самим Богом, повелевшим ему обладать землею и владычествовать над тем, что на ней находится (Быт.1:28; ср. Быт.9:1 ...). Сам же Бог повелел Адаму, а в его лице и всему человечеству, в поте лица добывать себе хлеб... (Быт.3:19). Другими словами: повелев ему трудиться, Он разрешил ему приобретать собственность для поддержания жизни его личной и – его семьи. Вся история отношений Бога к ветхозаветному еврейскому народу, изложенная в библейских книгах, свидетельствует о праве человека на владение собственностью многократно и многоразлично... В самом деле, если бы единственным достоянием человека было его тело, тогда область, в пределах которой он мог бы проявлять свое нравственное я, значительно сузилась бы по необходимости: он не имел бы возможности оказывать известную материальную помощь окружающей его среде. Это обстоятельство, между прочим, отмечается и словом Божиим: «трудись», говорит св. ап. Павел, «чтоб было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4:28). При отсутствии у человека личной материальной собственности, данный род отношений его к его ближним пришлось бы зачеркнуть. Затем, для того, чтоб ему стать более или менее солидною нравственною единицею, необходима известная самостоятельность его в отношении к окружающим его людям. Не имея же материальной собственности, человек vоlens-nolens должен постоянно чувствовать свою зависимость от других. Какова бы эта зависимость ни была, она, во всяком случае, будет тормозом на пути человека к его нравственным идеалам. «Мы», говорит св. ап. Павел, «ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2Фес.3:8). Опасаясь обременить кого-либо из Солунян, св. апостол несомненно имел в виду пред собою и то обстоятельство, которое только что отмечено выше... (ср. еще ст. 2Фес.3:10,12)... Словом, что человек имеет право на владение собственностью и даже в некотором смысле обязан к этому, то – факт, стоящий вне сомнений.
Но, владея собственностью, он, однако, должен держать себя крайне осмотрительно. Если бедность – явление нежелательное, то не в меньшей, если не в большей, степени не желательно и излишнее богатство для лиц, не способных к надлежащему пользованию им: вместо выгоды оно может принести один вред нравственному миру последних. Понятно, почему Премудрый между прочим молит Бога о том, чтоб Господь не давал ему ни нищеты, ни богатства, а чтоб только питал его насущным хлебом (Притч.30:8 ...). Во всяком случае, каким бы достатком ни обладал кто, он должен держать себя вне влияния на него со стороны этого достатка. «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61:11). Раз сердце прилепляется к богатству, последнее постепенно берет власть над человеком и распоряжается им по своему. Богатство, долженствующее быть лишь простым орудием в руках человека, помогающим и личному усовершенствованию его, его духовной стороны, и его ближним в деле их нравственного поступания, – превращается уже в какую-то самоцель. А раз на него смотрят, как на таковое, оно уже становится для данных людей своего рода «высшим благом» – summum bonum, но сравнению с которым все остальное является или малоценным, или совсем бесценным. При таком положении дела вполне обычными явлениями бывают: любостяжание во всех его видах, в существе своем тождественное с идолослужением, по слову св. ап. Павла (Кол.3:5), – сребролюбие, ведущее к уклонению от веры и ко многим скорбям (1Тим.6:10) – этот «корень всех зол», – лихоимство, изгоняющее из царства небесного (1Кор.6:10), – предпочтение мамоны Богу, так как одновременное служение им немыслимо (Мф.6:24) и т. д. Приобретая богатство, люди с подобного рода настроением и направлением относятся к нему двояко: или не хотят расставаться с ним, как желаннейшим их благом, становятся скупцами... (ср. Мф.6:19 и друг.), или впадают в противоположную крайность, расточая свое имущество, подобно тому, как делал это евангельский блудный сын (Лк.15:13), и не думая о нормальном употреблении его... А раз богатство – summum bonum, чрез это понятны – надежды и упование богачей на него – как на нечто несокрушимое: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12:19), говорил один из тех. В своем послании к Тимофею св. ап. Павел настойчиво советует ему «увещевать богатых, чтоб они не» возлагали своих упований «на богатство неверное», скоропреходящее, непрочное... (1Тим.6:17). Все усилия обладающего каким-либо достатком человека, пока он еще не подпал власти своего богатства, освободиться от давления которой для него уже не всегда бывает возможно, должны быть направлены на создание такого внутреннего настроения, при котором он, – по слову св. апостола, – пользуясь миром сим, был бы как не пользующийся им (1Кор.7:31,30). Раз это настроение будет налицо, внутреннее, нравственное чутье подскажет человеку, где ему следует допускать бережливость (ср. Ин.6:12: здесь рассказывается о Господнем повелении собрать оставшиеся, после насыщения пятью хлебами и двумя рыбами 5,000 человек, куски, чтоб ничего не пропало), где – траты и в какой мере... (о возникающем в настоящем случае вопросе: как смотреть на отдачу денег «в рост» с целью увеличения капитала? см. нашу статью по поводу «Власти тьмы» гр. Л. Толстого, помещенную в «Христ. Чтен.»: 1896 г., май – июнь, стр. 714–716).
Сказанного достаточно для убеждения в том, что человек- христианин имеет право приобретать материальную собственность и владеть ею. Кроме того, выше в совершенно достаточной мере указано также, как он должен пользоваться своим достатком, своим богатством и какие бывают при этом нежелательные ненормальности, отмечаемые действительностью... В известном смысле аналогично следует рассуждать и о лицах, живущих в бедности, и о самой последней. Если богатый, как говорено, должен стоять вне давления на него со стороны материального богатства, то и бедный должен ставить свое я над бедностью, помня назидание св. ап. Павла: «имея пропитание и одежду, будем довольны тем; ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1Тим.6:8,7). Можно быть и нищим, т. е., материально, но, в то же время, быть богатым в ином, духовном отношении, в этом духовном богатстве почерпать все необходимое и для своей счастливой жизни, и для пользы окружающей среды. В этом смысле и говорит св. ап. Павел словами: «мы нищи, по многих обогащаем; мы ничего не имеем, по всем обладаем» (2Кор.6:10). При наличности указанных моментов дело будет обстоять желательным образом. Иначе и здесь получаются ненормальные явления: если стремление к богатству ведет людей «во искушение и сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, погружающие людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:9), то и бедность нередко ведет наиболее слабых духовными силами к воровству, ко всякого рода обманам с целью нажить какие-либо материальные средства; бедняк нередко с затаенной или даже и открытой завистью и недоброжелательством смотрит на более счастливого человека, проявляет недовольство своим жребием, ропщет на правосудного Бога и т. д. Эти явления общеизвестны. Честь бедняку, если последние не станут его уделом!
См. нашу статью: «Христианское самолюбие» («Христ. Чт.» 1897 г., август, стр. 261–2 64), где имеются данные и по другим, соприкосновенным с рассматриваемым, вопросам.
А. Бронзов