Благовест
Благовест – наполовину духовный общедоступный журнал, начало которому положено было Григ. Ив. Кульжицким в Харькове в январе 1883 года. Задачею Б. поставлено было обозрение текущей церковно – общ. жизни. в России и заграницей, в ее современном направлении, мероприятиях и проч.; сообщения о замечательных почему-либо новостях и событиях в области духовно-нравственной; рассказы, жизнеописания, путешествия; изображение церковной старины и пр. В 1888 г. г. Кульжицкий переносит редакцию в Петербург, в 1889 г. в Нежин, а затем передает издание в другие руки. За это время Б. был печатным органом одной группы с.-петербургских славянофилов и ставил своей задачей: «будить дремлющие во многих русских людях мысль и чувство, собирать разбредшихся и заблудших и быть выразителем и орудием общения мыслей и чувств тех благочестных русских людей, которые хотя и заблуждаются, но ищут правого пути..., желая своему отечеству и народу воплощения в них царства Божия и правды Его». Выдающихся богословских статей и в этом периоде Б. не было; зато немало было статей по славяноведению. Таковы: о старом и новом славянофильстве (Н. Аксакова, вып. 22), об И. С. Аксакове (вып. 17), о А. С. Хомякове (вып. 3, 4, 7, 42), о задачах и стремлениях славянофилов (вып. 1–5). Статьи Мих. Борожина: Панславизм (вып. 25–31), Происхождение славянофильства (вып. 7, 8, 14–16, 18), Знание дается верою (вып. 38–42), Святая Русь и лжепророки (вып.47:52) могли бы служить украшением и не такого скромного издания, как Б. – Преобразовавшись в приложение к Русской Беседе, Б. наполнялся статьями, растянутыми на несколько выпусков (из них можно упомянуть исследование о Галицкой митрополии Н. Д. Тихомирова), и прекратился вместе с «Беседою» в 1897 г.
А. З.