Било
Било – деревянная (ςήμαντρον) или металлическая (σίδηρον) доска, ударами в которую созывались к богослужениям верные в то время, когда в церкви христианской еще не были введены в употребление колокола. Отсюда в богослужебных книгах и уставе выражения: било, клепало, древо («в било ударяет 6 крат» – типик., послед. понедельн. 1-й седмиц. велик. поста и послед. Пасхи, литургия; – «клеплет в ручное клепало по обычаю» – типик. гл. 7-я, повечерие; – «о часе 9-м ударяют в великое древо» – типик., послед. понед. 1-й седмицы велик. поста). Самая колокольня называлась «бильницей». Впрочем, у нас в России и по введении в употребление колоколов (о которых упоминается в Ипатиевской лет. под 1146 г. и в первой Новгородской – под 1066 г.) не везде оставлено употребление била. Так, в рукописном уставе 1645 г. Московск. Троицкой лавры сказано: в среду сырной недели «колотят к часам в доску, а не звонят», а в понедельник 1-й недели поста «биют к часам в доску по обычаю и в простой колокол ударяют». В Гефсиманском скиту Московской Сергиевой лавры, за полчаса до каждой службы, и в некоторые другие времена ударяют в ручное деревянное било. В Рыхловской пустыни Черниг. епархии ежедневно к вечерни, утрени и литургии, после обычного благовеста, параекклисиарх ударяет еще и в деревянное било. И на всенощном бдении на воскресные и праздничные дни пономарь «биет в железное било вне церкви, по обычаю восточных церквей в честь Пресвятые Богородицы». В общежительной Брянской Бело-Бережской пустыни, Орловской губ., на утрени, по 9-й песни канона ударяют в било. – См. Никольский, Пособие к изучению устава, изд. 6-е. 1900 г., стр. 32, примеч. 6-е. Осталось употребление била и во многих восточных церквах. Например, в афонских монастырях, в дни непраздничные к вечерне собирают деревянным билом, а к вечерне, на которой положено пение «Блажен муж», ударяют в железное клепало. В монастыре Синайской горы собираются к утрени по удару деревянной палкой по куску гранита, висящему на веревках, а к вечерне созывают ударом в кусок сухой доски.
См. Bourchards, Reisen in Syrien, Palastina und Gegenden des Berges Sinai, II, 877; См. также П. С. Казанского, О призыве к богослужению в восточной церкви. (Труды 1-го археологич. съезда в Москве 1871 г.).
Н. Марков