Библия в картинах
Библия в картинах. Иллюстрированные Библии появились с самого изобретения книгопечатания, хотя уже задолго до этого, почти с первых веков христианства, миниатюры с любовью и тщательностью рисовались благочестивыми людьми на пергаментных свитках Библии; как у древних были иллюстрированные «Гомеры» и «Виргилии», так и у христиан были иллюстрированные Библии. Многочисленность этих небольших изображений, как и необычайная красота их, свидетельствует об искусстве, тщательности и благочестии авторов. Но ввиду высокой стоимости свящ. книг с изображениями, народ не мог приобретать их, и они были недоступны ему, и только уже, когда изобретены были деревянные клише и поставлен печатный станок, подобные изображения сделались доступными отчасти и народу. Задолго до реформации, Мартин Шон в Кольмаре издал книгу «о жизни и страданиях Иисуса Христа» с превосходными гравюрами. Библия, напечатанная в 1477 г. Антоном Соргом и Ценером в Аугсбурге, заключала также гравюры по дереву. К концу того же века появились и более общедоступные издания с изображениями из истории страданий Спасителя, Апокалипсиса (уже любимой темы для художников) и Песни Песней, кроме так называемой Библии бедных, т. е. кратких избранных из Библии мест, с простыми грубыми гравюрами по дереву. Художники XVI века с любовью посвящали свои дарования на служение Библии, и до настоящего времени их труд остается несравненным. Альбрехт Дюрер (1498, 1507–1 3), Кранах (1509), Ганс Шейффелен (1508) и другие художники иллюстрировали различные отделы Св. Писания. Реформаторы широко пользовались подобными иллюстрациями для пропаганды своих идей. Гравюры, извлеченные из Кобургской Библии (Нюренберг, 1483), украшали собою Апокалипсис даже в первом издании Лютерова Нового Завета. Не отставали в этом и римские католики. Викарий-епископ Берингер (1526–2 7) напечатал Лютеров Новый Завет с немногими изменениями, но с прибавлением 65 гравюр, как сделал и Эмзер (1527) под покровительством герцога Георга, к немалому гневу Лютера, что такие нечистые руки коснулись его произведения. В 1534 г. вышел в свет в Виттенберге Лютеров Ветхий Завет, иллюстрированный, а также и Н. Завет, с дополнительными иллюстрациями. Христофор Вальтер, корректор в типографии Ганс-Люфта, объявил, что иллюстрации были отчасти сделаны по рисунку самого Лютера, и Меланхтон писал Штигельну (26 сентября 1544 г.), что он иногда сам занимался рисованием библейских картин, которые для окончательной отделки отдавал Луке Кранаху, – факт, свидетельствующий о том, какое большое значение реформаторы придавали картинным изображениям. Римско-католический исправленный перевод Дитенбергера (1534) заключал в себе также много гравюр. И вообще в то время почти невозможно было найти Библии без гравюр. Высшего развития в этом направлении дело достигло в Библии, напечатанной Ганс-Крафтом в Виттенберге (1572, 1574, 1576, 1584). Кроме этих иллюстрированных Библий, были также собрания библейских картин. Так, Графф издал «Библейскую историю» в картинах (1536–5 3); но еще лучше был труд Ганса Гольбейна, которого неподражаемые «Картины из Ветхого Завета» появились с латинским текстом в Лионе (1538, 1543, 1547), затем с английским текстом (1549) и с французским текстом (1550). Много и других подобных «Библейских историй» появилось затем в том же веке. Особенно заслуживает упоминания «Библейская история» Фейерабенда (1571), – руководство, в котором излагаются важнейшие факты библейской истории и археологии и иллюстрируются 200 небольших гравюр, с присоединением латинских стихов. Печатный текст был сделан пастором Генрихом Петром Ребенштокком, а иллюстрации Иостом Амманом цюрихским. Подобные издания были также во Франции и Нидерландах.
Гравирование по дереву, достигшее высокого развития в XVI столетии, впоследствии ослабело и на место его выступила медная пластинка. В 1607 году Бодалоккио и Ланфранко издали «Рафаэлеву Библию», так названную потому, что в ней содержались 52 знаменитых картины, по большей части из Ветхого Завета, которыми этот из величайших живописцев украсил lоggiа Ватикана. Гораздо ниже по художественному достоинству, но выше но практической полезности были Icones Biblicae и Historae Sасrае (Матфея Мериана, Франкфурт, 16251627, и позже на немецком и голландск. яз.), получившие широкое распространение в протестантских домах тех стран. Другие народы не отставали в этом отношении от немцев. В XVIII веке книги этого рода издавались во множестве. «Библейские истории» Гюбнера, 1714 г., с чрезвычайно плохими изображениями, служили чтением для юношества целых трех поколений. Другим популярным произведением были аугсбургские «Истории из Библии, иллюстрированные», в 5 частях, Иоанна Крауса (1700), часто перепечатывавшиеся потом. Голландцы Данкерс (1700), Таферелен (1740) и Петр Шотц (1749); французы Баснаж (1705) и Мартэн (1724); англичане Кларк (1739) и Флитвуд (которого «Сокращенная история Ветхого и Нового Завета», 1706, была иллюстрирована 120 гравюрами по меди, и выдержала семь изданий), и многие другие в этих странах издавали компиляции и оригинальные сочинения на библейские темы, с иллюстрациями большего или меньшего достоинства. В первом году XIX в. в Лондоне начато было издание «Святой Библии», с гравюрами, картинами и рисунками знаменитых художников. Это большое издание состояло из семи огромных томов, в классическом стиле, но с придачей новейшей романтической манерности и аффектации. Эти недостатки довольно сильно бросаются в глаза даже в гравюрах по меди и стали, а в гравюрах по дереву они совсем невыносимы. Вместо простых изображений по дереву, они представляют собою нечто неестественное, театральное, и дело еще более ухудшилось, когда немецкие книгопродавцы стали печатать эти гравюры с крайне дешевых и потому неопрятных изображений. Новейшие стремления к так называемому реализму повели к таким произведениям, как Броунова «Самоистолковательная Библия» (Лондон и Нью-Иорк), с видами библейских городов и ландшафтами, и немецкая Гильдбургамзерова «Роскошная семейная Библии», изд. в 1830 г., которой продано было миллион экземпляров. Эти книги, большею частью рассчитаны на показной эффект и лишены художественности; но в последние годы истинное искусство стало опять оказывать должное уважение к Слову Божию, и Оливье (1834), Овербек (1841), Котта (1850) и Брокгауз издали иллюстрированные Библии, которые заслуживают всякой похвалы. Наконец, Юлий Шнорр из Корольсфельда издал превосходные гравюры под заглавием «Библия в картинах (240)», а впоследствии сделал и сокращенное издание. В самое недавнее время появились превосходные иллюстрации Бида, к Новому Завету и Доре (1866) ко всей Библии; а роскошное издание Тиссо «Жизни Христа Спасителя» есть верх совершенства в художественном изображении новозаветных лиц и событий.
В нашей отечественной литературе еще не было самостоятельных издании этого рода, хотя потребность в них весьма ощутительна, как об этом может свидетельствовать широкое распространение книги: «Сто двадцать четыре свящ. истории» (11-е изд. Москва, 1865), составляющей перевод с известных «Библ. историй» Гюбнера. В последнее время широкое распространение получила Библия с иллюстрациями Доре (издание Вольфа и др.).
Было несколько и других попыток иллюстрировать Библию и Библейскую историю, и наиболее видным изданием последнего рода явилась «Библейская история Ветхого и Нового Завета при свете новейших исследований и открытий» проф. А. П. Лопухина (в трех больших томах 1889–91 гг.), богато иллюстрированная снимками с библейских городов, ландшафтов и всякого рода древностей. Сюда же могут быть отнесены сочинения Фаррара «Жизнь И. Христа» и «Жизнь и труды св. ап. Павла» (в перев. А. П. Лопухина), получившие довольно широкое распространение в нашем образованном обществе, «Библия и Святая Земля» Гейки и др. издания Тузова, а отчасти Фесенка (в Одессе).