Бенедикт
Бенедикт – имя 14 законных пап и одного схизматического.
Бенедикт I, 3 июня 574 – 30 июля 578; родом из Рима; был избран непосредственно после смерти своего предшественника, Иоанна III, 13 июля 573, но не мог быть посвящен раньше года, так как вследствие нашествия ломбардов императорское утверждение избрания долго не могло прийти в Рим из Константинополя. Приписываемое ему послание к испанскому епископу Давиду оказалось, как доказал Паги, подложным (аб. ann. 577 not. 2). Жизнеописание его находится в Muratori, Rer. Ital. Scr., III, р. 133. См. также Paulus Diaconus, De Gestis Longob., II, 10, III, 11.
Бенедикт II, 26 июня 684 – 7 марта 685, должен был также ждать в течение целого года после своего избрания, пока не прибыло императорское утверждение, после чего только и могло состояться посвящение, но получил от императора Константина Погоната указ, в силу которого папы на будущее время могли быть посвящаемы немедленно после своего избрания, не дожидаясь императорского утверждения. Он ревностно заботился о том, чтобы 6-й вселенский собор, осудивший монофелитов и их поборника, папу Гонория, был принят испанской церковью, что ему и удалось на Толедском соборе (684). Жизнеописание его см. в Muratori, там же, III, р. 145.
Бенедикт III, 29 сентября 855 – 7 апреля 858, хотя он и правильно был избран, но представители Людовика II и Лотаря выставили кардинал-пресвитера Анастасия в качестве антипапы, и заключили Б. в латеранском дворце. Народ, однако, оказался верным своему избраннику. Эмиссары двух императоров отказались от своей интриги, Анастасий был изгнан, и Б. занял папский престол. Во время папствования Б. введен был «динарий Петра» в Англии, и основана английская школа в Риме, именно, благодаря тому, что в это время Рим посетил король Этельвульф с своим сыном Альфредом. Его энергичная политика во всех отношениях с Франкской и Византийской монархиями была вероятно делом его знаменитого преемника, Николая I. См., кроме его жизни у Муратория, там же, III, р. 247, Анналы Пруденция и Гинимэро в Моп. German. Script., И, и «Письма Николая I», у Манси XI, р. 159.
Бенедикт IV, 900 – 903, признал Формозу, которого Иоанн VIII анафематствовал, как узурпатора, законно избранным римским первосвященником. См. Ваттерих, Vitae рим. пап, I, р. 659.
Бенедикт V. Чтобы поддержать Льва VIII против Иоанна XII, император Отон I двинулся с большим войском против Рима; но, прежде чем прибыл в город, Иоанн XII умер (14 мая 964), и Бенедикт V был избран на его место. Когда император прибыл к городу, народ, однако, выдал ему Б. Против него был начат формальный суд, он был низложен и пленником отведен в Германию, где жил при дворе архиепископа Адельдага Гамбургского до своей смерти, 5 июля 966. См. Ваттерих, I, р. 45; также у Лиутпранда и Адама Бременского.
Бенедикт VI, 19 января 973 – июль 974, был избран непосредственно после смерти Иоанна XIII (6 сентября 972), но посвящен лишь после того, как прибыло утверждение этого избрания со стороны императора Отона. Вскоре после смерти Отона I, дела империи пришли в беспорядок. Кресцентий де Теодора и диакон Бонифаций восстали против Б., и ввергли его в тюрьму, где он был задавлен. Его жизнь находится у Ваттериха, II, р. 65 и Муратория III, 2, р. 332.
Бенедикт VII, с окт. 974 – октября 983, начал свое папствование анафемой против Бонифация VII, оказался весьма покорным императору Отону II и весьма пристрастным к монастырю Клунийскому, планы которого касательно церковных преобразований он принял См. у Ваттериха, I, р. 66 и 686.
Бенедикт VIII , мая 1012 – 7 апреля 1024, приобрел себе поддержку Генриха I, хотя антипапа Григорий, потерпевший поражение в битве и изгнанный из Рима, искал убежища при германском дворе; короновал Генриха II и его супругу Кунигунду в Риме 1014 г., и добился от него отречения от присвоенного себе Отонами права утверждать избрание папы; разбил с помощью Пизы и Генуи сарацинского военачальника Могешда, когда тот сделал нашествие на Италию, и изгнал его из Сардинии; действовал в согласии с Генрихом II в деле общего введения преобразовательных планов клунийских, хотя и не встречал полного согласия со стороны самих клунийцев. См. Ваттерих, I, рр. 69, 700; Sadee, «Отношение импер. Генриха II к церкви», Jena, 1877.
Бенедект IX, янв. 1033 – 16 июля 1048; сын графа Альбериха Тускуланского, племянник Б. VII и Иоанна XIX; ему было только десять лет, когда, по интригам и домогательству своего отца, он был возведен на папский престол, но до такой степени раздражил Рим своей соблазнительной жизнью, что в 1044 г. произошел мятеж, и на его место избран был Сильвестр III. Ему удалось изгнать Сильвестра; но, сомневаясь, в состоянии ли он будет держаться против римлян, он продал свой сан за 1,000 фунтов серебра Григорию VI. Тогда Генрих III созвал собор в Сутри (20 декабря 1046), на котором Сильвестр III, Григорий VI и Б. были низложены и папой сделан был Климент II. Но Климент II умер 9 октября 1047 г.; и перед тем, как новый папа, Дамас II, мог овладеть папским престолом, Б. удалось еще раз возвратиться в Рим. Вскоре, однако, он был изгнан и принужден был удалиться в Тускулум. Когда и где он умер, неизвестно. Это был человек, совершенно распутной жизни, и Дезидерий Монтекассинский, впоследствии папа Виктор III, говорит о нем, что его жизнь была так зазорна, что в подробностях даже и рассказывать о ней неприлично.
Бенедикт X, 5 апреля 1058 – апр. 1059, был возведен на папский престол римскою знатью, графами Тускуланским, Галфрийским и Монтичелли, после смерти Стефана X, но немедленно отрекся после возвращения Гильдебранда из Германии, и в течение остальной своей жизни содержался в тесном заключении. См. у Ваттериха, I, рр. 203–219, 738.
Бенедикт XI, 22 января 1303 – 7 июля 1304, был в состоянии своими благородными и мягкими действиями примирить королей Франции и Сицилии, и даже фамилию Колонны, но был отравлен как раз в то время, когда готов был нанести сильный удар участникам бунта в Ананьи. См. Мураторий, III, IX, XI, XIII; Ch. Grandjean, Les registres de Benoit XI, Paris, 1883.
Бенедикт XII, 20 декабря 1334 – 25 апреля 1342, оставался в Авиньоне, несмотря на настоятельные просьбы римлян возвратиться в их город. По одним, это был строгий, дельный и благочестивый человек, по другим – жестокий, честолюбивый и любивший выпить, так что ему приписывается выражение: Bibamus papaliter (выпьем по-папски). Но, во всяком случае, он немало сделал для благоустройства в церковной и монастырской жизни и ему приписывается характерное выражение, что «наместник Христа должен быть Мелхиседеком, не имеющим ни отца, ни матери, ни рода». Он был очень осторожен в своих политических отношениях и холодно относился к предложениям византийского двора, подозревая, что религиозным вопросом там пользовались только для прикрытия своих политических видов. Его зависимость от французского двора дважды помешала ему прийти к соглашению с Людовиком Баварским, результатом чего было то, что Людовик вполне освободился и даже принял императорский титул, не прибегая к утверждению папы. Можно отметить еще сделанное им в 1336 году в прямую противоположность Иоанну XXII догматическое определение, по которому праведные немедленно после смерти приходят к созерцанию Бога, т. е. получают полное блаженство. Противоречие двух следовавших друг за другом пап в этом важном догматическом вопросе есть один из тех многих вопросительных знаков, которые история ставит к догмату папской непогрешимости. См. Ваluzius, Vitae авиньонских пап I, р. 197–243; Мураторий, III, 2, р. 527; Саrl Мüller, Борьба Людовика Баварского с римской курией, Tübingen, 1800, II.
Бенедикт ХІІІа (Петр Де-Люна), 28 сент. 1394 – 17 ноября 1424, во время раскола между Урбаном VI и Климентом VII принял сторону последнего, и был единогласно избран его преемником, под тем условием, чтобы он сделал все от него зависящее для исцеления этого раскола. Предположенное для этого средство состояло в том, чтобы соперничествующие папы, Бонифаций IX в Риме и Б. ХІІІа в Авиньоне отреклись от своих притязаний; но ни тот, ни другой из них не хотели сделать этого. Раскол продолжался, причем Франция, Испания и Шотландия держали сторону Б., а Италия и Германия – Бонифация IX. Дважды, однако, Франция отказывала ему в повиновении, – 1 сент. 1398, когда он был заперт в Авиньоне, и в течение некоторого времени содержался там в качестве узника, и в мае 1408, когда он бежал из Авиньона и поселился в Пенисколе, – имении, принадлежащем его роду в Арагоне. Дважды он был формально низложен и осужден, – собором Пизанским, 1409, и собором Констанцким, 1417. Но на скале Пенискольской он продолжал гордо заявлять: «Здесь находится единая истинная церковь». См. у Балюзия, И, р. 562; Du Piys, История схизмы, 1378–1428, Paris, 1654; Maimbourg, История великого раскола на западе, Paris, 1678.
Бенедикт XIIIб (из дома Орсини Гравина), 29 мая 1727 – 21 февр. 1730, был ученый и благочестивый человек, но несколько слабый в своих отношениях к светским властям, и вполне находившийся в руках своего министра, кардинала Косчии, который Климентом XII был лишен своего церковного достоинства и осужден на десятилетнее тюремное заключение. Он выдавался, как писатель, и собрание его сочинений явилось в Риме, в 1728 г., в 3 томах. См. А. Borgia, Бенедикт XIII, Vita, Рим, 1752.
Бенедикт XIV (Просперо Ламбертини), 17 авг. 1740 – 4 мая 1758; род. в Болонье, в 1675; 1727 кардинал; 1728 епископ Анконский; в 1731 архиепископ Болонский; еще до своего восшествия на папский престол получил известность своим писательством, которое продолжал и после. В своей иностранной политике он склонен был делать большие уступки, даже вопреки совету коллегии кардиналов, как это видно из заключенных им конкордатов с Наполеоном, Сардинией и Испанией. Но, как духовный правитель церкви, он часто обнаруживал значительную твердость, особенно в своих отношениях к иезуитам. Дважды он делал весьма серьезные укоры иезуитам за странный способ ведения ими своей миссии в Китае и на берегу Малабарском, когда они приспособляли христианство к самым возмутительным языческим обрядам, с целью обеспечить чисто коммерческие отношения свои с туземцами. Он понимал, что общество иезуитов, – употребляя мягкое выражение, – сделалось анахронизмом; поэтому он поручил патриарху Лиссабонскому, кардиналу Салданге немедленно после его смерти, произвести радикальное преобразование ордена, по крайней мере, в Португалии. Но его преемник отменил эту буллу. С протестантами его отношения были добрые, и он был первым папой, который дал правителю Пруссии титул короля, так как курия дотоле называла его «маркграфом Бранденбургским». Это был большой любитель наук и его близкими друзьями были такие выдающиеся ученые, как Мураторий, Квирини, Борджия и другие, шутя в кругу которых, он и умер.
Собрание сочинений Бенедикта вышло в Риме, в 12 томах 4°., в 1747 г. О его жизни см. в «Vitae» римских пап, Sandini,Ferrara, 1763, II; Guarnacci II, Vie du Benedeti XIV 5 Paris, I783. См. также Ранке, Римские папы, т. III.