Археология
Археология – наука о древностях. Впервые это слово употреблено Платоном, который разумеет под Археологией историю прошедших времен. В этом же смысле употребляет данный термин Дионисий Галикарнасский и по его примеру иудейский историк Иосиф Флавий, озаглавивший свою историю народа еврейского «Ιουδαική Αρχαιολογία», что обыкновенно переводится у нас: «Древности Иудейские». У римлян термину Αρχαιολογία соответствовало слово Antiquitates. Для обозначения древней истории им пользуется Цицерон, Плиний, им же озаглавливает Теренций Варрон свое сочинение «О человеческих и божественных вещах». Из христианских писателей термин Antiquitates употребляют в том же значении бл. Августин – «О граде Бож.» 6, 3 и бл. Иероним – «Против Иовин.». С XVI в. оба выражения принимают более определенное значение, употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времен, в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого. Но еще и теперь ни в иностранной, ни в русской литературе не выработано одного, строго научного, определения Археологии. Главною причиною этого является отсутствие единства во взглядах на ее предмет, задачи и метод. Так, по мнению некоторых, напр., графа Уварова и проф. Н.В. Покровского («Новейшие воззрения на предмет и задачи Археологии» стр. 26. Сборник Археолог. Института, кн. 4), предмет А. совпадает с предметом истории, так как обе изучают остатки древнего быта. Другие же настолько суживают объем Арх., что на ее долю остается изучение или одних религиозно-художественных памятников, или же церковной обрядности. Далее, одни держатся того мнения, что Арх. должна исследовать только памятники вещественные, другие присоединяют к ним и памятники письменные. Разногласие во взглядах на предмет Арх. усиливается, наконец, еще тем обстоятельством, что ученые не могут придти к соглашению по вопросу, какой период времени она обнимает, что следует разуметь под древностью, памятники которой она изучает. Так, Августин замечает, «что древнее и средневековое время можно было бы соединить под общим понятием – древность». Следовательно, границею древности он считает век реформации. Розенкранц и Пипер, наоборот, отдвигают границу до настоящего времени, Вальх ограничивается тремя первыми веками нашей эры, Бингам и Рейвальд считают границею смерть Григория Великого (604 г.). Росси, Гаруччи, Ле-Блан и Мартиньи разумеют под христианскою древностью то время, когда христианство находилось под влиянием и в пределах греко-римской культуры. Но так как, напр., в Галлии античная культура действовала на целое столетие дольше, чем в Италии, то и при подобном взгляде происходит значительная разница во времени. В силу этого Росси оканчивает свое собрание надписей VII в., а Ле-Блан – VIII. По мнению Крауса, 604 г. представляет настоящую границу, а захватывать средние века и даже новое время значит смешивать древность со стариной. Поэтому под христианскою Арх. он разумеет всестороннее изучение христианской жизни в пределах античной культуры.
Так же разнообразны взгляды на задачи Арх. В русской литературе они были высказаны в первый раз И. Е. Забелиным в статье «Об основных задачах Арх.». По его словам, все остатки древнего быта являются созданием двоякого рода творческой силы человека: творчества единичного, зависящего от воли каждого человека, и творчества родового, бессознательного, принадлежащего всему народу и от него зависимого. Творчество родовое составляет область истории, а единичное предмет Арх. Совершенно иного воззрения держится Н. В. Покровский. По его мнению, центр тяжести Арх. составляют родовые явления, хотя этим самым не исключаются из круга ее ведения и явления индивидуального свойства. И что касается первых, то задача Арх. заключается не только в наблюдении их, но и в определении их генезиса. «Задача Арх., говорит он, должна заключаться в определении типов и указании исторического генезиса, но отнюдь не в разборе мелочей индивидуального характера и произвольных» (Ibid. стр. 24). «Недостаточно, замечает он в пояснение своих слов, указать, что изображение символов доброго Пастыря и рыбы, было известно христианам в II-III вв. Обязанность археолога состоит в том, чтобы определить, откуда возникли эти символы, какие исторические обстоятельства вызвали их к жизни и чем обусловливалась их форма» (стр. 23).
Таким обр., термин Арх. со времен Платона понимался и понимается различно; предмет, задача и метод ее до сих пор не определены; Арх. можно рассматривать как совокупность разнообразнейших сведений о древних памятниках. В богословском отношении Археология распадается на два самостоятельных отдела, именно – 1) Археологию Библейскую и 2) Археологию Церковную или Христианскую.
А. Петровский