Василий, пресвитер Анкирский
Василий, пресвитер Анкирский, священномуч., получил известность за ревностное попечение о своей пастве в предохранении её от языческого идолослужения и заблуждений арианства, много пострадал сначала от ариан, а потом, при Юлиане Отступн., и от язычников, от которых приял и мученическую кончину (в 362). Сохранились его мучен. акты (на греческом языке): арианскими епископами он лишён был даже священства, хотя снова был восстановлен в своём священническом служении собором Палестинских епископов (в Иерусалиме, в 335 г.), оклеветан затем пред импер. Констанцием, «как смущающий народ», подвергся истязаниям, но остался верен в «благочестивом исповедании» веры и неизменен в ревностном попечении о своих пасомых. Когда при Юлиане, который сделал попытку восстановить умиравшее язычество, снова начались преследования христиан, св. В., открыто увещавший верующих воздерживаться от уклонения в язычество и воссылавший пламенные молитвы к Богу об истреблении «совета нечестивых», был схвачен разъярёнными язычниками и приведён к правителю области (игемону-проконсулу) Сатурнину: «он производит смуту в народе, обвиняли его, и дошёл до такой дерзости, что угрожает ниспровергнуть алтари и хулит императора». На вопрос проконсула: «кто он такой и как осмеливается делать то, в чем его обвиняют?» Отвечал: «Я христианин и это имя могущественнее всего». Сатурнин сказал ему: «как же ты, будучи христианином, не делаешь того, что прилично христианам?» Таким образом, св. пресвитер Анкирский обвинялся не в том, что исповедует христианство: его обвиняли в распространении смуты в народе, направленной против восстановления язычества, о котором (восстановлении) возвещалось (в продолжение года и трёх месяцев) в мероприятиях и распоряжениях Юлиана, и в «оскорблении величества» – в хулах на императора: это были самые тяжкие обвинения, угрожавшие страшными муками и лютой казнью. Св. В. однако не только не желал оправдывать себя или ослабить силу обвинений, но в дальнейшем опросе у проконсула настаивал на «неправоте» императорских законов в пользу язычества, предвещал, что Господь «в скором времени разорит их нечестие», и обвинял императора даже в том, что «он проливает на языческих алтарях человеческую кровь – приносит в жертву своим богам-бесам младенцев», о чем действительно ходила тогда молва среди христиан (Сокр., Ист., III, 13). Проконсул с гневом остановил его и потребовал повиновения императору, когда же св. Васил. ответил, что повинуется «одному лишь Небесному Царю», – мучениями хотел заставить его повиноваться «нечестивым законам», изданным Юлианом, – св. мученик не поколебался в своём исповедании; проконсул заключил его в тюрьму и донёс о нем императору. Все это, сообщаемое в актах св. Вас. Анкирск., вполне согласуется с тем, что известно о политике Юлиана в отношении к христианам, которых он не хотел делать мучениками за их религиозные убеждения. Долго и тщетно Юлиан старался склонить уважаемого пресвитера к язычеству и лаской, и угрозами, и пытками. Призвав его однажды к себе, Юлиан говорил ему: «Не заблуждайся, Василий, я знаю ваши тайны, и поверь мне, что Тот, в Которого ты веруешь, понёс позорную смерть при Пилате». В ответ на это, св. Василий мужественно исповедал свою веру во Христа, обличил отступничество Юлиана и неблагодарность его христианству, которому в детстве он обязан был даже спасением жизни, и предсказал, что за его нечестие и преступность Христос не только не помянет его в вечном царствии, но «и настоящее, земное царство в скором времени отнимет от него», «он погибнет, а тело его лишено будет погребения» (все это вскоре так и случилось: 28 июня 363 г. Юлиан пал в битве с персами, а тело его, преданное погребению, по преданию, было извергнуто землёй). Раздражённый и как бы обезумевший от гнева, Юлиан, при таком лично нанесённом жестоком оскорблении и бесчестии, как должно было казаться ему, оскорблении тем более чувствительном, что и сам он, с своими планами о восстановлении язычества, не мог не чувствовать себя в крайне затруднительном положении, решившись в то же время на опасную войну с персами, – Юлиан придумал самую страшную казнь для св. Василия: он приказал одному из своих военачальников сдирать со святого ежедневно, в течении семи дней, по куску кожи, за то именно, что «он не послушался его (Юлиана) совета (присоединиться к нему в почтении языческих богов) и бесчестил многими оскорблениями». Но все было напрасно: св. Василий доблестно претерпевал, Христа ради, эти лютые муки, пока, наконец, участь его не была решена среди новых ужаснейших мучений, подкрепляемый небесной помощию, он, наконец, «уснул как бы сладким сном, предав дух свой в руце Божии», – скончался 28 июня. – «В скором времени после того, как Юлиан был убит в 363 г., жители Анкиры почтили тело многострадального мученика, и была установлена память ему на 22 марта».
Мучен. Акты св. Вас. Анкирск. в ASS., 22 mаrt., р. 358 et in Append. р. 15 – из греч. рукоп., в сокращ., – на. латин. Ruinart III, 340, ed. 1803 г., – на слав. яз. у Димит. Рост.; в Мин. В. указана только память св. Вас. на 22 мар., сказания нет, в Прол. древн.-рус, есть и сказание, которое приводится и в Синакс. греч, Служ. Мин. – В службе канон Иосифа Песноп.
А. Пономарев