Источник

Валентин епископ

Валентин (Уалент – сильный, лат.) епископ, священномученик и с ним мучч. Евундий, Прокул, Евив (Ефеб) и Аполлоний (см.), пострадавшие при Аврелиане в 273 г. Сохранилось (на латин. яз.) мученическое житие св. В., в котором рассказывается, что это был епископ городка Интерамна (Терни в Умбрии), прославился учительностию, святостию жизни и даром врачевания неизлечимо больных. Случилось, что в Риме у одного из известнейших риторов, по имени Кратона, тяжко, в продолжение трёх лет, болел страшной болезнью единственный его сын, юноша – схоластик (школьник) Херимен (у Дим. Рост. – Херимин), и никакие врачебные знаменитости в тогдашнем Риме не могли излечить его. Некто Фонтей (в латин. Fonteius Tribunatus, т. е., принадлежавший к трибунскому, к чиновничьему, магистратскому сословию; в славянском изложении у Димитрия Ростовского – тривун Фронтон), вероятно, родственник или знакомый Кратона, указал ему на еп. Вал., который совершает чудесные исцеления, а потому может исцелить и его сына. Кратон пригласил св. В., и он, действительно, после продолжительной и усердной молитвы, исцелил больного юношу. – В доме Кратона жили три знатных юноши из Афин, прибышие в Рим «учения ради – latin studia desiderans», – это – названные св. Прокл, Евив, Аполлоний. Они присутствовали во время беседы св. В. с Кратоном, в которой епископ, изложив основные начала христианского учения, увещевал учёного ритора вместе с его семьёй уверовать во Христа. Когда совершилось чудо исцеления неизлечимо больного юноши, Кратон, его семья, а также и эти юноши – крестились и, «оставив внешнее – мирское любомудрие», всей душей отдались св. В., сделались его учениками и подражателями его святого жития, – «искателями спасения». Их примеру последовали многие из их сверстников – учеников и много других схоластиков, к числу которых присоединился и сын префекта (епарха у Дмитр. Рост.) – градоправитель Евундий. Тогда префект, устрашённый и возмущённый этим, заключил св. В. в темницу и велел усекнуть ему главу. Три названных юноши афинянина взяли тело св. епископа-мученика, отнесли в Интерамн и там «на предградии честно погребоша» его. После этого они продолжали учить вере Христовой, собирали своей проповедью вокруг себя толпы народа и многих обратили в христианство; префект, узнав об этом, заключил их в темницу и в ней, чтобы не вызвать народного волнения, тайно, ночью, казнил их. – Память их в Прав. М. 30 июля, в Р. Март. 14 февр.

В настоящее время открыта крипта– усыпальница св. Вал. (см. Rom. Quartalschr., 1879 г. стр. 15 и сл.). Мучен. житие св. Вал. и его дружины на лат. яз. у Сурия, Vitae SS. и в ASS., под 14 февр., в славянском изложении это житие у Дим. Рост. в Чт.-Мин. под 30 июля.

А. Пономарев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle