Владимирские епархиальные ведомости
Владимирские епархиальные ведомости разрешены к изданию Св. Синодом 17 сентября 1864 г., по ходатайству преосвященного Владимирского Феофана и стали выходить с 1865 г. «Ведомости» выходили в цветной обложке с нарядною рамкой, в двух частях, два раза в месяц, у неофициальной части в виде заставки было изображение креста и евангелия в сиянии, весьма знакомое по духовным книгам 40-х – 60-х годов. Сроки выхода издания остались неизменны, но цена менялась. Первоначально подписная цена была 5 р., с 1869 г. – 4 р. 20 к., с 1871 г. установлена отдельная расценка официальной и неофициальной частей, – первой 2 р. 10 к., второй 1 р. 50 к.; с 1872 г. цена повышена на обе части до 2 р. 80 к. и 1 р. 80 к.; с 1875 г. цена назначена за обе части 4 р.; эта цена держалась до 1884 г., когда была увеличена до 4 р. 50 к.; наконец, с 1885 г. установилась цена уже окончательно: «в тетрадях» 4 р. 50 к., в корешке 4 р. 75 к. и в цветной обложке 5 р. Размер издания постепенно вырастал и в последние годы установился сравнительно довольно солидный. С 1871 г. изображение креста и евангелия в заставке неофициальной части заменено изображением Христа в сиянии с поднятою десницей. Первыми редакторами были священник Александр Ильич Сервицкий и Ксенофонт Федорович Надеждин. Священник Сервицкий был сын диакона Ковровского уезда, родился в 1837 г., образование получил в Шуйском духовном училище, Владимирской семинарии и Петербургской духовной академии, по окончании академического курса в 1861 г. поступил преподавателем философских предметов во Владимирскую духовную семинарию, где через несколько месяцев был рукоположен во священника к домовой семинарской церкви. Впоследствии он был ещё инспектором классов епархиального женского училища. Будучи редактором «Ведомостей», о. Сервицкий напечатал в разное время немало статей по местной истории и разным вопросам церковно-приходской практики. В 1890 г. он перешёл из Владимира в г. Покров соборным протоиереем. Принимал самое деятельное участие в епархиальных делах, будучи членом разных епархиальных комиссий и комитетов, за что и получал не раз благодарность от представителей епархиального духовенства на епархиальных съездах. Он был человек, по отзыву его знавших, необыкновенно общительный и сердечно участливый, и в нем «было что-то такое, что влекло к нему других». Скончался он 6 февраля 1897 г., будучи во Владимире, и погребён при семинарской церкви с правой стороны алтаря («Владим. Е. В.», 1897 г., № 6). К. Ф. Надеждин, сын Владимирского кафедрального протоиерея и кандидат Петербургской дух. академии, был преподавателем истории в семинарии; скончался он 4 марта 1890 г., оставив по себе в семинарии прекрасную память («Владим. Е. В.», 1890 г., № 9). В «Ведомостях» им напечатано несколько заметок и статей, большею частью без подписи или за подписью только инициалами. С 1869 г. первым редактором стал ректор семинарии, архимандрит Павел, а вторым остался о. Сервицкий. В 1872 г. совсем нет редакторских подписей, а с № 10 в 1873 г. появляется подпись: «редактор Беляев». В редакционной статье (в № 11) новый редактор заявлял, что редакторские обязанности возложены на него его высокопреосвященством с поручением озаботиться улучшением содержания издания. В «Ведомостях», действительно, под новой редакцией оживился публицистический элемент: стали трактоваться вопросы пастырской практики и вопросы об улучшении быта духовенства. В № 17 за 1877 г. Беляев уже подписался, «за редактора», а со следующего № появилась редакторская подпись В. Орлова. И Беляев, и Орлов были преподаватели семинарии. Беляев преподавал греческий язык. Когда при преобразовании семинарии по новому уставу сокращено было число уроков греческого языка и одному из преподавателей этого языка приходилось уходить, или, по крайней мере, переменить специальность, Николай Егорович Беляев, служивший в семинарии уже 30-й год, «уступая чувству товарищества», предоставил поле деятельности молодым силам, а сам ушёл в отставку, и тотчас же, как в некоторое вознаграждение за самопожертвование, был назначен редактором «Ведомостей». Подпись его появляется с № 23 за 1886 г. На этом посту он и скончался 2 декабря 1894 г. («Владим. Е. В.», 1894 г., № 24). Он был сын священника Владимирской епархии, родился в 1832 г., высшее образование получил в Петербургской дух. академии. Василий Матвеевич Орлов состоит преподавателем греческого языка в семинарии и теперь. После смерти Беляева, с № 24 за 1894 г., редактором состоит Михаил Александрович Плаксин. – Из более обстоятельных статей, помещённых в «Ведомостях», заслуживают внимания следующие: перевод «Ответов на вопросы св. Анастасия Синаита» (1866 г., 1 – 24); православная церковь в борьбе с арианством, прот. М. Хераскова (1880 г., 21; 1881 г., 3, 8, 9, 14, 15, 19; 1882 г., 7, 10); множество материалов по истории Владимирской епархии вообще, её иерархов, монастырей, церквей, семинарии, духовных училищ, церковных школ; печатались материалы из Московского архива министерства юстиции – документы патриаршего приказа (в приложении за 1892–1899 гг.); исторический очерк церковно-приходских школ епархии (1887 г., 3, 5, 9–12; 1889 г., 11, 13), Александро-Невского братства (1889 г., 23, 24; 1890 г., 1), духовной семинарии (1866 г., 4, 10; 1867 г., 9, 23; 1868 г., 16,17,23,24; 1874 г., 20; 1875 г., 10 – 14); о св. благоверном князе Георгии Всеволодовиче (1866 г., 9, 10, 12 – 14; 1867 г., 15; 1873 г., 22; 1886 г., 21; 1889 г., 4, 6; 1890 г., 11; 1895 г., 3, 18 – 21); основные вопросы о человеческой жизни и отношение к ним скептической мысли (1866 г., 1, 5, 19, 23; 1867 г., 2, 17; 1868 г., 1; 1869 г., 16); о преподавании Закона Божия (1870 г., 8; 1875 г., 24; 1890 г.. 16 – 19); житие св. Ипполита, епископа и мученика, и его изыскание о Христе и антихристе (1867 г., 2–11); Педагог св. Климента Александрийского (1868 г., 2, 4, 15, 20–22); о любви к Богу и ближним (1886 г., 3–5); о гностике Маркионе (1901 г., 17 – 21; 1902 г., 3); восемь миссионерских поучений (1899 г., 1 – 8); о преподобном Никите Столпнике (1886 г., 15; 1888 г., 2; 1897 г., 12–15, 17, 18); биография архиепископа Парфения (Черткова) и его письма (1877 г., 19; 1878 г., 7, 8, 10, 12–14, 17, 21, 22, 24; 1879 г., 1–3, 16, 23; 1880 г., 3, 8, 9, 13, 16, 17, 19, 20, 23; 1881 г., 4, 5, 11, 12, 16 – 19; 1882 г., 15, 16; 1884 г.. 15, 17 – 19, 21; 1886 г., 21); о внешних отличиях патриархов при священнослужении (1899 г., 14–17, 19–24); из достопамятных сказаний о подвижничестве свв. отцов (1867 г., 12 – 21, 23); о расколе (1882 г., 15; 1887 г., 7, 13, 14, 16, 21, 23, 24; 1888 г., 1, 3, 7, 9, 10, 13, 14, 17, 18, 20, 24; 1889 г., 3, 5, 7 – 12, 16 – 21, 23; 1891 г., 2–4, 7, 8, 10, 11, 18, 24; 1892 г., 8, 11, 12; 1893 г., 9, 18; 1895 г., 7, 9, 10; 1896 г., 19, 20, 22 – 24; 1897 г., 5, 12 – 16, 18, 20 – 22; 1898 г., 17 – 21; 1899 г., 20, 24; 1901 г., 4, 10, 15, 16); о преподобном Сергии и Троице-Сергиевой Лавре (1892 г., 19 – 22); о священнике Суздальском Симеоне ХV в. (1872 г., 18, 19; 1898 г., 12 – 22); о св. Симоне, первом епископе Владимирском (1866 г., 22; 1867 г., 3, 5, 7, 8, 13; 1890 г., 14); катехизические поучения о таинствах (1871 г., 11, 13–15; 1872 г., 4, 21–23); о Ферраро-Флорентийском соборе (1898 г., 14–22); о расколо-учителе – диаконе Феодоре Иванове (1893 г.. 15; 1894 г., 10 – 20, 22, 23; 1895 г., 2, 3); напечатано несколько писем преосвященного Феофана Затворника (1897 г., 5. 6, 8, 9, 23) и др. Помещались биографы местных деятелей, жития святых, преимущественно местных, проповеди, сообщения из других периодических изданий, хроника важнейших событий епархиальной жизни, отчёты разных епархиальных учреждений и т. п. В официальном отделе, как обычно, печатались распоряжения епархиального начальства и Св. Синода, подлежащие распубликованию во всеобщее сведение, отчёты, списки. В приложении, с особым счётом страниц, в 1867 и 1891 гг. – поучения, а с 1892 г. – печатаются исторические материалы из архива патриаршего приказа.
С. Рункевич