Источник

Виктор (Садковский) архиепископ

Виктор (Садковский) архиепископ. Сын священника, последние годы своей жизни проведшего при одной из Киевских церквей, высшее образование получил в Киевской духовной академии, где в то время учителем, а потом и ректором был весьма известный впоследствии в западнорусской истории Георгий Конисский. В ранние годы, около 1757 г., Садковский уже в Могилеве, при преосвященном Георгии, который стал белорусским епископом с 1755 г., сначала был, по-видимому, письмоводителем, а впоследствии, по принятии монашества, кафедральным наместником. В 1774 г. иеромонах В. произведён во игумена Тупичевского монастыря, а в следующем году, по рекомендации преосвященного Георгия, назначен капелланом (иеромонахом домовой церкви) при русском посольстве в Варшаве. За 9 лет пребывания в Варшаве успел зарекомендовать себя не только «благонравием», «честным поведением» и «осторожностью», но и настойчивою заботливостью о судьбах православия под Польшей. Западнорусским православным его имя сделалось известным по тем услугам, какие ему удавалось оказывать делу православия во враждебной православию польской столице, а бывавшие в Варшаве и лично познакомившиеся с ним отзывались о нем: «нам де, россиянам, отличную честь делает о. игумен». В 1784 г., также по рекомендации преосвященного Георгия, посвящён в архимандрита в Слуцк. Слуцкая архимандрия в то время, после отхода к России Могилева по первому разделу Польши, представляла собою самую высокую степень для православного духовенства, остававшегося под Польшей, и слуцкому архимандриту присвоены были при богослужении некоторые архиерейские отличия: дикирий и трикирий, особенная форма каждения, поминовения и др. Слуцк был тогда центром православия в остававшихся ещё под Польшей западно-русских областях. Высочайшим указом Екатерины II от 27 марта 1785 г., для пользы православной церкви и «для удобнейшего охранения исповедающих православную веру» в пределах Польши, учреждалась особая православная епископия в польских приделах, с кафедрою в Слуцке, «Переяславская и Бориспольская», и тем же указом на эту новую архиерейскую кафедру назначен В. Посвящение произошло в Киеве. Потом преосвященный должен был поехать в Варшаву лично получить формальное утверждение от польского короля. В Варшаве преосвященного В. встретила целая плотная стена польско-латинского противодействия. Как только в Польше распространилось известие, что в Слуцк назначается православный епископ, в среде латинского духовенства водворилась сильная тревога. Пошли в ход толки, что это назначение принесёт латинству великий урон, а польскому государству – смуту. Поднялись многочисленные ходатайства о недопущении назначения в польские проделы православного епископа. Но, по выражению поляков, «сила России выигрывала на слабости Польши». Король Станислав-Август рескриптом 27 июня 1786 г. утвердил назначение преосвященного В., а когда после этого папский нунций в Варшаве представил протест самого папы, король ответил, что «сделанного уже отменить невозможно». Из Варшавы преосвященный направился в Киев, куда ожидали скорого прибытия императрицы, а из Киева предпринял ревизию своей новой паствы на Украине. Ревизия эта имела огромное значение для дела православия. Латиняне кричали, что после неё число православных церквей в епархии В. утроилось. Это было не верно. Преосвященному дана была при его назначении инструкция строго держаться наличного положения православия в своей епархии, не задаваясь миссионерскими целями на счёт унии и римского католичества. Ему было даже запрещено рукополагать священников на такие приходы, которые считали себя православными, но на которые почему-либо изъявляли свои притязания униаты. И сам преосвященный в первом послании к своей пастве более всего приглашал её к долготерпению, ссылаясь на слова св. Златоуста: «не так быстро схлаждается раскалённое железо, будучи опущено в воду, как человек, распалённый гневом, если нападёт на душу всепрощающую и долготерпящую». Преосвященный не отнял у униатов ни одной церкви и о воссоединении пока и не мечтал. Но он твёрдою рукою остановил дальнейшее запустение и разорение среди православных и дал им твёрдую поддержку: рукополагал священников в те приходы, с которых православные священники были уже изгнаны, но где униаты ещё не успели водвориться; наполнял вызываемыми из других епархий приходившие от безлюдья в запустение монастыри; изыскивал средства для поддержания церковных зданий от разрушения; принял принудительные меры к тому, чтобы духовенство доставляло своих детей в слуцкую семинарию для обучения. Вообще православие оживало, а с этим оживало и исконное тяготение к России. Чтобы покончить с этим, поляки выдумали, будто, замышляется среди православных бунт с намерением «вырезать всех поляков». Наряжена была особая комиссия для производства следствия о предполагаемом бунте. Комиссия подвергла многих разорению, пыткам и смерти. Преосвященного В., совершенно непричастного ни к какому бунту или волнению, которых в действительности и не было, поляки схватили на дороге близ Слуцка 18 апреля 1789 г. и под сильною стражей доставили в Варшаву на сеймовый Суд. Три года, три месяца и три дня томился преосвященный в заточении, – сначала в Варшаве, а потом в темной и сырой тюремной келии Ченстоховского монастыря, пока доблестные русские войска не застучали своими победоносными штыками о польскую землю перед вторым разделом Польши. Преосвященный был освобождён 21 июля 1792 г. В марте и апреле 1793 г., по второму разделу Польши, России возвращены её западные области, составившие три губернии: Минскую, Изяславскую и Брацлавскую. Из этих трёх губерний была образована православная архиепископия «Минская, Изяславская и Брацлавская», и на новоучреждённой кафедре оставлен преосвященный В., возведённый теперь в архиепископа. Высочайшим повелением 22 апреля 1794 г. Св. Синоду поручено было приступить к делу воссоединения с православием жаждавшего этого воссоединения и истомившегося в унии народа нововозвращённых областей. Великое дело воссоединения, вернувшее в лоно православной церкви около полутора миллиона душ, все совершилось под руководством преосвященного В. С увеличением числа православных епархия преосвященного В. была разделена: в 1795 г. из неё выделена самостоятельная епархия Брацлавская (Подольская) и учреждена викарная Волынская, в 1799 г. обращённая в самостоятельную. В 1796 г. преосвященный В. перемещён в Чернигов; здесь и скончался в ночь на 11 ноября 1803 г. после продолжительной и тяжкой болезни. Погребён под полом Черниговского Троицкого Илиинского собора. Подробная биография преосвященного В. имеется в моей магистерской диссертации: «История минской архиепископии (1793–1832 гг.) с подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с православною церковью в 1794–1796 гг.», Спб. 1893, и в очерке: «Краткий исторический очерк столетия минской епархии», Минск, 1893.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle