Источник

Весли

Весли – Чарльз и Джон, братья – основатели религиозной системы методизма. Из них главным деятелем в этом отношении был Джон В., который род. в Эпворте, в Англии, 1703 г.; ум. в Лондоне 1791 г. Род Весли ведёт свою родословную от времён до-норманнского завоевания. Отец Джона, Самуил Весли, был воспитанником оксфордского университета и пастором англиканской церкви. Женившись в 1689 г. на Сусанне (это была 25-я дочь некоего Самуила Аннесли), он имел от неё 19 человек детей. В 1696 он был назначен настоятелем церкви в Эпворте, где родился у него 15-й сын, Джон. В 6-летнем возрасте мальчик едва спасся от смерти во время пожара, истребившего церковный дом. Самый способ его спасения произвёл глубокое впечатление на его душу, и отец с того времени стал смотреть на своего сына, как на сохранённого ему особым Промыслом Божиим. При малом доходе и большом семействе, настоятель, несмотря на всю экономию, постоянно находился в долгах. Первоначальное воспитание всем его детям дано было матерью, женщиной замечательного ума и глубокого благочестия, отличавшейся способностью к преподаванию и, вместе, благоразумием и твёрдостью в ведении семейных дел. 17-ти лет Джон поступил в коллегию при Христовой церкви в Оксфорде, в 1725 принял рукоположение и в 1727 получил степень магистра наук. В течение двух лет он служил помощником при своём отце и затем возвратился в Оксфорд. Год его возвращения в Оксфорд (1729) отмечает собою начало происхождения методизма. Тогда именно основан был знаменитый «священный клуб», составившийся из кружка нескольких молодых людей, которые, недовольные распущенностью студенческой жизни, порешили вести совершенно иной образ жизни – собираться на религиозные собеседования, часто причащаться, содержать посты, воздерживаться от удовольствий, посещать больных и заключённых и пр., и все это исполняли с такою методичностью, что товарищи в насмешку прозвали их методистами. Во главе этого «клуба» стали Джон и его брат Чарльз Весли. Получив приглашение отправиться в Америку, он два года пробыл в штате Георгии, где трудился среди переселенцев и индейцев, но скоро возвратился в Англию, чувствуя, что его миссия потерпела неудачу. Бури и опасность морского путешествия, заставлявшие его дрожать за свою плоть, показали ему, что он и сам ещё слишком немощен, чтобы духовно спасать других. Поэтому он сам предался духовн. усовершенствованию. Сойдясь с моравскими братьями, он узнал от них, что истинная вера нераздельно связана с победой над грехом и постоянным миром, исходящим из сознания прощения, и что спасающая вера даётся мгновенно. Эту спасающую веру он получил на одном моравском собрании, в Лондоне, когда слушал чтение Лютерова предисловия послания к Римлянам, где давалось объяснение веры и излагалось учение об оправдании верою. «Озарённый» новым светом, В. чувствовал неодолимую потребность проповедовать, и действительно проповеди следовали одна за другой, и в них проповедовалось все одно и тоже, – именно о благодати Божией, «свободной во всех, и даровой для всех». Побывав в Германии у моравских братьев, он по возвращении в Англию опять предался проповедничеству, где только представлялся случай – в церквах, на вечерних собраниях, в тюрьмах. Наконец, в 1739 году он сделал первый шаг проповеди под открытым небом, и успех был необычайный: около него собирались огромные толпы, жаждавшие от него живого слова.

Джон Весли был сильный полемист. Самый видный из его полемических споров был спор о кальвинизме. Его отец держался арминианской школы в церкви; но Джон ещё в коллегии разошёлся с ним и резко восставал против учения об избрании и отвержении. Его сподвижник Вайтфильд наклонен был к кальвинизму, и между ними временно произошёл разрыв, хотя впоследствии они опять сошлись между собою. Деятельность В. в Англии была изумительна. Он почти постоянно путешествовал, большею частью, верхом, проповедуя по два и по три раза в день. Он основывал общества, открывал молельни, испытывал и посвящал проповедников, наблюдал за дисциплиной, собирал деньги на основание школ, церквей и благотворительных учреждений, заботился о больных, заведовал школами и сиротскими домами, писал комментарии и множество других религиозных сочинений, отвечал на нападения на методизм, лично участвовал в спорах и вёл изумительно обширную корреспонденцию. Число его сочинений, которые он написал, перевёл и издал, определяют более, чем в 200. В это число входят проповеди, комментарии, гимны, «Христианская библиотека» из пятидесяти томов и другие отрасли литературы, – грамматики, словари, разные школьные руководства, политические трактаты и проч. За свои издания он получил не менее 200,000 рублей, но сам мало пользовался этими деньгами. Он вёл широкую благотворительность, на которую обращал все добываемые средства, и сам умер бедняком. Он вставал в 4 часа утра, жил просто и методично и никогда ни на момент не предавался праздности. По наружности это был человек ниже среднего роста, хорошо сложен, крепок, с светлыми глазами, и умным, благочестивым лицом. Будучи 48 лет от роду, он несчастно женился на вдове и не имел детей. Он умер, после непродолжительной болезни, 2 марта 1791 г., оставив после себя 135,000 членов и 540 странствующих проповедников, которые получили название методистов. См. Методизм.

Главные прозаические сочинения Весли были изданы в семи томах в Нью-Йорке. Литература касательно Весли обширна. Издано касательно его жизни больше двадцати биографий. Самая ранняя биография принадлежит Гампсону, в 3 томах Лондон, 1791. Из позднейших сочинений можно отметить сочинения: Tayior, Wesley and Methodism, в 1 томе, Лондон, 1861; Tyerman, в 3 томах, Лондон, 1870 (лучшее в этом роде). На русском языке обстоятельное изложение жизни и деятельности Весли см. в «Очерках методизма» Аф. Булгакова, Киев, 1887 г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle