Ваганты
Ваганты – бродячие (clerici vagantes или vagi). По древнему каноническому закону так назывались духовные лица, которые, получив рукоположение, в то же время, не получали определённой должности и вследствие этого бродили в поисках за работой. Законы против некрасивого поведения таких лиц издавались уже в IV и V веках, и собор Халкидонский (451) запретил, своим 6-м правилом, давать «безусловное или пустое посвящение» (Grdinatio absoluta sive vaga) без всякого titulus ordinationis, т. е., общее рукоположение без соответствующей должности. Тем не менее ваганты скоро опять появляются, особенно в странах, в которых введение христианства ещё не закончилось, или по соседству с ними. Так как лишь изредка можно было назначать миссионеров в определённые диоцезы и так как они часто лишены были возможности действовать вследствие ли языческих гонений, или просто из опасения их, то в более безопасных местностях часто бывало много таких миссионеров-епископов и священников, которые не признавали над собой никакой постоянной власти, а просто держались какой-нибудь христианской общины, нося название сlerici асерhаli (клирики без главы). К этому присоединялись ещё и другие неблагоприятные обстоятельства. Нередко ваганты добивались рукоположения с помощью симонии и пользовались им, как своего рода средством промышленности. Они нанимались к другим епископам или священникам, пользовавшимся бенефициями, и несли их труд за известное вознаграждение, поступали на службу к какому-нибудь богатому господину или вельможе в качестве частных домовых священников, соединяя вместе с этим положением и много других второстепенных дел; иногда делались просто бродягами. В Каролингский период жалобы на них сделались весьма многочисленны, и Карл Великий дважды возобновлял запрещение против «бродячего рукоположения» (оridinatio мaga). В IX столетии несколько соборов постановляли законы против вагантов, как напр., Соncil. Моgunt, 847, и Соnсil. Тiсinеnsе, 850 (Маnsi, 14, р. 906 и 936); и многие епископы ревностно боролись с этим злом, как Агобард Лионский (De рrivilegio et jure sacerdotii) и Годегард Гильдсгеймский (см. его Vitа.4:26). В XII веке жалобы на эту безурядицу встречаются ещё у Георгоха Рейхерсбергского в его De Соrrupto ессlеsiae stаtu и Аdvеrsus Simoniacos. Но, наконец, было найдено надлежащее средство. Было постановлено, что в случае, если епископ рукоположит священника, не давая ему определённого места или должности, то сам должен был содержать его при своём собственном столе, т. е., на свой собственный счёт, пока рукоположенному не дано будет определённой должности. Это правило подтверждено было и собором Тридентским (1545 – 63, Сессия 23, с. 23) и результатом было то, что римско-католическая церковь почти вполне освободилась от безместного духовенства. В соответствие западным вагантам, у нас были так наз. Крестицовые попы, о которых смотри под этим словом.