Источник

Иерихон

Иерихон – древний ханаанский город, лежавший на западной стороне Иордана, в 60 стадиях пути от реки и 150 стадиях от Иерусалима (И. Флавий, О войне 4, 8), против Моава (Чис.22:1. Нав.13:22), в равнине (Нав.4:13, 5:10) или степи (Нав.16:1). По указанию И. Флавия, Иерихон находился при выходе одного источника, названного источником Елисея вследствие чуда, совершенного над ним пророком (4Цар.2:19–22). Известный в настоящее время под именем «царского» (аин-ес-султан), он выходить из-под одного холма в 20 минутах пути от горы 40-дневного поста Спасителя [Карантии или Джебель Карантень; см. у о. проф. Я. А. Елеонского, Очерки из библейской географии I, Спб. 1896, стр. 74–76], а затем превращается в довольно большой ручей, впадающий в поток Кельт. Расположенный в одной из плодороднейших и цветущих местностей, обильной розами (Сир.24:15), Иерихон был окружен пальмовою рощей (откуда и его название «город пальм»: Втор.34:3. Суд.3:16, 3:13), упоминаемой Плинием и Тацитом и окончательно уничтоженный в 1838 г. По своему положению при входе в главные ущелья, ведущие из иорданской долины внутрь Палестины, Иерихон являлся как бы ключом к земле ханаанской, а потому сразу же и завоевывается евреями после их перехода через Иордан (Нав.2:6). Как начаток военных подвигов Израиля, он посвящается Богу, – над ним произносится обет с заклятием (Нав.6:17–19), по которому все живое истребляется, а драгоценности отдаются скинии. При разделении земли обетованной Иерихон включается в число городов, доставшихся колену вениаминову (Нав.18:21), в виде поселения существует в период судей (Суд.3:13), при пророке Илии и Елисее имеет пророческую школу (4Цар.2:5), при Давиде (2Цар.10:5) является временным местопребыванием для его слуг и, наконец, в качестве укрепленного города восстанавливается при Ахаве Ахиилом вефилянином, на котором и исполняется предсказание Навина (3Цар.16:34. Нав.6:26). После плена вавилонского жители Иерихона принимают участие в постройке иерусалимских стен (Неем.3:2) и присоединяются к иудейской общине (1Ездр.2:34; Неем.7:36). В период маккавенских войн Иерихон укрепляется Вакхидом против Ионафана (1Мак.9:50), а в недалеко лежавшей от него крепости Док умерщвляется Птоло(е)меем Симон Маккавей с двумя сыновьями и несколькими приближенными (1Мак.16:15–16).

Со времени Ирода I Иерихон переносится на новое место. По описанию путешественника 333 г., он лежал в расстоянии 1.000 шагов на юг от источника Елисея и развалин первого, древнего Иерихона. Второй Иерихон оставил источник, чтобы быть ближе к важному стратегическому пункту местности, – проходу, соединяющему горы иудины с иорданскою долиной, и состоял из целой группы укреплений, назначенных для защиты этого последнего. От них, а равно и от построенных городом театра, дворца, ипподрома, водопровода, которым шла в город вода из источника Елисея, сохранились до настоящего времени одни лишь развалины. Этот второй Иерихон посещал Спаситель (Мф.20:29. Мк.10:46. Лк.18:35, 19:1). Во время осады Иерусалима при Веспасиане Иерихин был разрушен, но затем снова восстановлен при императоре Адриане. Этот третий Иерихон лежал на месте второго, только с небольшим расширением на юго-восток. О его существовании можно судить по актам некоторых соборов, напр., Никейского 325 г., упоминающего имя Януария иерихонского. В 637 г. Иерихон был разрушен арабами, и на месте города остался один лишь дом, который называли домом Раави. Крестоносцы восстановили его на прежнем месте, но с их падением исчезает и он.

Свящ. А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle