Иеремия Свистельницкий
Иеремия (в мире Евстафий) Свистельницкий, епископ Львовский, Галицкий и Каменца-Подольского (1668–1676 г.). И. С. был из галицких русских шляхтичей (дворян). До принятия монашества и получения епископства он прославился своею ревностью к православию. После смерти Львовского епископа Афанасия Желиборского (в 1666 г.), И. С. был выставлен львовскими братчиками, которых поддерживал и м. Киевский Антоний Винницкий, в качестве кандидата на Львовское епископство. К сожалению, одновременно с ним выставил сам свою кандидатуру на то же звание Иосиф Шумлянский. Благодаря разным проискам и употреблению низких средств, этот последний успел устроить свои выборы раньше (в 1667 г.) и, заручившись королевскою привилегией, получить посвящение от греческих архиереев, лишенных своих кафедр. Православные галичане, во главе с львовским братством, не захотели признать своим епископом Иосифа Шумлянского и 11 января 1667 г. избрали И. С., который и был утвержден королем в этом звании 5 марта того же года. Таким образом, в Львовской епархии явились два епископа, которые оба были утверждены королем. Между двумя соперниками была неизбежна борьба, и она открылась еще до посвящения И. С. Ее начал Иосиф Шумлянский, всячески старавшийся совсем не допустить хиротонии И. С. Первый раз хиротонию И. С. Иоснф Шумлянский, действительно, расстроил, причем И. С. едва не был убит. Тем не менее 30 апреля 1668 г. православным удалось тайно от Иосифа Шумлянского устроить хиротонию И. С. Православные галичане, во главе с львовскими, радовались своей победе над Шумлянским, но радость их была непродолжительна. Между двумя епископами не замедлила возобновиться сильная борьба, которая с течением времени все более и более обострялась и разделила православную паству львовской епархии на два враждебные лагеря. Борьба сопровождалась насилиями, грабежами, вооруженными нападениями сторон друг на друга и почти непрерывными судебными процессами. Самую некрасивую роль в этой прискорбной борьбе играл Иосиф Шумлянский. В 1670 г. оба противники, но требованию суда, явились в Варшаву, где, при содействии своих приверженцев, которые уже утомились борьбою, заключили между собою мир, разделив епархию: западная часть имела подчиняться Шумлянскому, а восточная – И. С. Скоро однако же борьба возгорелась с новою силой, причем перевес склонился на сторону И. С., которого энергично поддерживало братство львовское. 1 августа 1671 г. королевским декретом вся львовская епархия передавалась И. С., как законному епископу ее, а Иосиф Шумлянский лишался ее, так как он «присвоил себе титул Львовского епископа вопреки правилам и канонам церкви, без согласия патриарха, митрополита, духовенства и мирян, несколько раз менял свою веру, был хиротонисан изгнанными из Турции и лишенными сана епископами, ночью напал на церковь св. Георгия (во Львове) и живших там духовных и мирских людей частью перебил, частию поранил, частию заключил в темницу, оскорблял своего митрополита (Антония Винницкого), епископов (Гошовского и Свистельницкого) и многих других духовных и светских людей и вообще произвел бесчинства, им же несть числа». На Иосифа Шумлянского, кроме того, был наложен большой штраф. Но Иосиф Шумлянский нисколько не унывал. Он не допустил выполнения над ним и над его имуществом королевского декрета, а вскоре после того лицемерно смирился и склонил И. С. и его сторонников к примирению с ним. Вслед за тем разными нечестными путями и способами Иосиф Шумлянский добился восстановления своих прав, как единственного законного епископа Львовской епархии. Основываясь на королевском декрете, он силою занял Львовскую кафедру и удалил оттуда И. С. Возобновившаяся после того борьба между Иосифом Шумлянским и И. С. не прекращалась уже до смерти этого последнего, совершившейся в 1676 г.
Священник Ф. Титов