Иафет – один из сыновей патриарха Ноя
Иафет (с евр. «расширенный», распространенный») – один из сыновей патриарха Ноя. В то время, как брат Иафета Хам обнаружил непочтительность к ослабевшему, от употребления виноградного сока, отцу, Иафет, вместе с другим братом Симом, сделал так, чтобы слабость их отца не была подвергнута дальнейшему осмеянию. Они «взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли (раскрывшуюся во сне) наготу отца своего. Лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего». В последовавшем затем благословении Иафету Ной сказал: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых. Ханаан же и (потомство Хама) будет рабом ему» (Быт.9:18–27).
Да распространит Бог Иафета: перечисление происшедших от Иафета народов встречаем в 1–5 стихах 10 главы кн. Бытия (Быт.10:1–5). Первым из сыновей Иафета упоминается Гомер. Гомер – родоначальник киммерийцев древности, кимвров римских времен и кельтов позднейшего времени. Киммерийцы населяли страну при берегах Черного и Азовского морей, между реками Днепром и Доном. Теперешний Керченский пролив – древний Босфор киммерийцев. Географическое назваше полуострова «Крым» (араб. «Кирим») образовалось, по Каучу, из слова «Кимир» (Riehm, Handwörterbuch des Bibl. Alterthums). Наиболее раннее указание на киммерийцев в классической литературе мы встречаем в «Одиссее» Гомера. Гомер заставляет Одиссея совершить путешествие к вратам ада, в царство таинственных полуночных киммериан, живших в северных пределах Евксинского (Черноморского) побережья (Одисс. 9, 14–19). Впоследствии около Азовского и Черного морей осталась лишь часть племени киммериан. Сдвинутые со своих мест скифами, они тронулись на северо-запад, наводнили Европу и овладели северными полуостровами и островами. Один из городов британского Уэльса (Валлиса) и поныне носит название Кумберлэнда, т. е. страны киммериан (Strabo 7, II. Keil, Genesis. Dillmann, Genesis. Winer, Realwörterbnch. М. Филарет, Записки на кн. Бытия). От сыновей Гомера: Рифата, по мнению ученых, произошли славяне (Winer), а от Фогармы – армяне (Dilimann, м. Филарет). – Второй сын Иафета – Магог; от него произошли скифы (Иосиф Флавий; бл. Иероним; бл. Феодорит; Schrader, Die Keilinschriften und das A. Т.). – Третий сын Иафета – Мадай; от него произошли мидяне. Название мидян по имени Мадай встречается в надписях ассирийского царя Рамманирари (VII в. до p. X.), а также в позднейших, ахеменидских; в актах предшественника Рамманирари, Самсираммана, встречается наименование мидян «матаи»; в актах предшественника Самсираммана, Салманассара II, – «амадаи» (Schrader). – Четвертый сын Иафета – Иаван (Яван). Пр. Исаия именем Иавана называет язычников, обитавших «на дальних островах» (Ис.66:19); пр. Иезекииль говорит о потомках Иавана, ведших значительную торговлю с Тиром (Иез.27:13). Пророки Даниил (Дан.5:21, 10:20, 11:2) и Захария (Зах.9:13) имя Иавана заменяют словом «греки». Из сопоставления отмеченных данных можно заключать, что Иаван был родоначальником греческого племени ионян: под именем Яван или Явнан, ионяне встречаются в актах времен Саргона, Сеннахирима, Ассаргадона. У Иавана были сыновья: Елиса, Тарсис, Киттим, Доданим. Местопребывание потомков Елисы пр. Иезекииль (Иез.27:7) называет «морскою страной», из которой финикияне вывозили пурпуровую и голубую краски. И. Флавий (Древн.) отожествляет потомков Елисы с эолянами. Кроме простого звукового сходства (῾Αιολεῖς᾿῾Αιλεῖς), положение B. Флавия может находить для себя подтверждение и в том установленном факте, что эоляне действительно вели в древности очень широкую морскую торговлю с финикиянами, снабжая последних, между прочим, и голубою и пурпуровой красками. Следует отметить в данном случае и то обстоятельство, что морская улитка, дававшая пурпурную краску, встречалась преимущественно у берегов Коринфского залива и островов греческого архипелага. Из Фессалии, Беотии, Этолии, Мессении значительная часть эолян переселилась, со временем, в Малую Азию. Во времена пр. Иезекииля они занимали весь северо-западный берег Малой Азии, а также остров Лесбос и др. Шультес и др. полагают, что поселения эолян достигали Африки. Африканский город Карфаген назывался прежде Елиса (Winer). Имя второго сына Иавана – Тарсис – издревле усвояемо было знаменитому финикийскому порту в Испании – Тарсис или Тартесс, расположенному между двумя устьями реки Гвадалквивир; Бохарт, Михаэлис, Гезениус, Розенмюллер, Болен и др. распространяют имя Тартесса на всю Испанию (Winer). В Тарсис финикияне отправлялись на огромных кораблях. получивших название кораблей фарсисских (Ис.23:14). Под именем Киттим разумеется, прежде всего, колония на о. Крите. По мнению И. Флавия (Древн.), то же название следует усвоять колониям Кипра и других сопредельных островов, а равно и близ лежащим прибрежным странам материков. 1-я кн. Маккавейская называет Александра Македонского вышедшим из земли Киттим (1Мак.1:1). Отсюда, а равно и вследствие звукового сходства имен: «Македония – Макетиа – Макета» и «Киттим», некоторые из древних (св. Епифаний кипрский) полагают, что понятие Киттим обнимало собой и Македонию. Слово «Доданим», по общему предположению исследователей, следует читать: «Роданим». В такой форме оно встречается во многих древних переводах. Буква «Р» могла превратиться в «Д» по простому недосмотру кого-либо из переписчиков, – тем более, что в греческом начертании их замечается много общего. Название Роданим относится к населенно о. Родоса. У священных писателей и оо. и учч. церкви Киттим и Родос очень часто ставятся рядом: Κι’ττοι καὶ Ρο’διοι– обычное выражеше. Епифаний кипрский считает Κι’ττοι καὶ Ρο’διοιодним и тем же именем (Keil, м. Филарет, Winer). – Пятый сын Иафета (по тексту LXX) – Елиса (о нем см. выше). Шестой сын Иафета – Тубал (или Фувал). От Фувала произошли тиберийцы (ивры), малоазйский народ, поселившийся на берегах Черного моря, между Трапезунтом и Халиберном, по соседству с Арменией (Герод. 3, 94. 7, 78. Ксеноф., Anabas. Winer). Имя «Тубал» встречается в надписях Салманассара II (IX в. до p. X). Салманассар II рассказывает о 24 тубалских князьях, плативших ему дань. О тех же князьях Тубала упоминается в надписях Тиглат-Пилезера, Саргона, Ассаргадона, Ассурбанипала. – Восьмой сын Иафета – Тирас (или Фирас), родоначальник фракиян, поселившихся к северу от Мраморного моря и Эгейского архипелага, или, по мнению других, тирсенов (этрусков), живших между Малой Азией и Грецией и причисляемых Геродотом к пелазгам, а также нередко отожествляемых с итальянскими тирренами (Лопухин, Библейская история при свете новейших исследований и открытий Ï Ветхий Завет; Родословие народов. – Иером. (еписк.) Платон, Древний Восток при свете божественного откровения.
И да вселится в шатрах Симовых: имеются в виду как политические завоевания иaфeтитoв в пределах оседлости семитов, так и завоевания религиозно-нравственного порядка, т.е. унаследование иафетитами закона веры и жизни и обетований, хранившихся у семитов (евреев), – сначала чрез проповедь Иисуса Христа и Апостолов, потом их преемников – пастырей-учителей Церкви и христианских миссионеров.
Ханаан же (потомство Хама) будет рабом ему: имеются в виду политические завоевания иафетитов в пределах оседлости хамитов, продолжительное телесное рабство представителей черной расы белой и, наконец, культурно-религиозное подчинение хамитова иафетитам.
Имя Иафета встречается во многих преданиях древности. У греков Иафет называется ῾Ιθπετο’ς; у индийцев – Jyapeti. Следы имени Иафета находят также в названии одной из армянских гор «Непат» или «Нифат» (Νιφα’τηςNephates).
В. П-в.