Источник

Иаков ютербогский

Иаков ютербогский . картезианец, известный католически богослов и церковный реформатор XV в., родился в 1381 г. возле Ютербогка (в пределах нынешнего Бранденбурга) в бедной мещанской или, вернее, крестьянской семье. Детство и юность его прошли среди разного рода невзгод и лишений. Двадцати лет от роду он поступил в цистерцианский монастырь Парадис в Польше. Аббат этого монастыря, узнав о выдающихся способностях Иакова, определил его в Краковский университет, где он скоро получил степень доктора философии и богословия и в продолжение многих лет состоял проповедником и лектором богословия. Недовольный упадком дисциплины в монастырях цистерцианского ордена, Яков в 1441 г. перешел в орден картезианцев, переселился в Эрфурт и занял в здешнем университете предложенное ему место профессора канонического права. С этого времени, несмотря на шестидесятилетий возраст Иакова, начинается самая плодотворная пора его литературной деятельности. В 1452 г. Иаков получает степень доктора прав и делается ординарным профессором, в 1454–5 г. он избирается деканом юридического факультета, а в следующем году и ректором университета. Вместе с тем он был, но одним данным, приором, а по другим, – только суб-приором, т. е. викарием эрфуртского картезианского монастыря ad montem sancti saliatoris. Иаков пользовался громадным авторитетом у современников, которые будто бы почитали его, как оракул. Умер он в 1465 или 1466 г. Богословские трактаты и проповеди Иакова изложены в обычной для того времени схоластической форме, но не имеют характера беспочвенных упражнений в разного рода отвлеченных тонкостях, ибо автор прежде всего старается удовлетворять жизненные запросы окружающего общества, почему центр тяжести богословствования лежит не в отвлеченно-догматической, а в нравственно-практической области. Наиболее замечательное его сочинения нравоучительного характера – Quodlibctum statum humanorum – есть систематическое руководство по нравственному богословию в смысле и духе тогдашней науки, но с жизненным характером: в введении отмечаются главные пороки современности и противоположный им добродетели первых христиан, затем изображаются идеалы, обязанности и современные пороки и недостатки различных духовных (в 1-й части) и светских (во 2-й части) классов и состояний в отдельности. Из других богословских сочинений Иакова наиболее значительны следующие: Tractatus peroptimus de animabus erutis a corporibus, De potestate daemonum liber unus, De valore missarum pro defuuctis celebratаrum, De bono morali remediis contra peccata, Tractatus de causis multarum passionum, praecipue iracundiae, et remediis earundem и Tractatus de indulgentiis.

Но особенного внимания заслуживают реформаторские сочинения Иакова, так как изображение общей неурядицы тогдашнего католичества представлено здесь с особенною обстоятельностью и мужественною прямотой. Горячее воодушевление автора, его глубокая скорбь и бурное негодование по поводу всеобщей распущенности и разного рода злоупотреблений, его умоляющий призыв к исправлению и грозное напоминание о страшной ответственности сообщают этим сочинениям живой публицистически характер. Главное зло он видит в нравственной испорченности монашества и духовенства и в глубоком религиозном невежестве народа, а больше всего его возмущает суеверное злоупотребление святыней в целях наживы. Как монах, Иаков прежде всего желает реформировать монастыри. С этой целью он написал два сочинения: Petitiones religiosorum pro reformatione sui status и De negligentia praelatorum, где настаивает на необходимости неопустительного выполнения в монастырях первоначальных уставов, а против корыстолюбия, обуявшего тогдашние католические монастыри, рекомендуется даже лишать их пользования своими имениями до тех пор, пока они не исправятся. Мысли о реформе духовенства Иаков изложил в сочинении Avisamentum ad papam pro reformatione ecclesiae, адресованном Николаю V при восшествии его на папский престол. С особенною энергией восстает он здесь против господствовавшего в его время порядка при замещении церковных должностей, которые вопреки всяким канонам покупались разного рода проходимцами в целях эксплуатации. В этом же сочинении между прочим высказываются замечательные для католического богослова мысли о значении папы: папа знатнейший член церкви, глава и управитель (caput ministeriale ecclesiae), но непогрешимое наитие Св. Духа не в нем, а в церкви, и выражается оно в определениях вселенских соборов, как истинного представительства церкви; воля Божия и решения соборов – норма для папы: вселенский собор имеет силу и низвергнуть папу. Самое позднее сочинение Иакова De septem ecclesiae statibus in Apocalypsi decsriptis et de auctoritate ecclesiae ejusque reformatione представляет страстный крик наболевшей души глубокого старца по поводу полного крушения надежд всей его жизни. Он уже более не верит в возможность церковных реформ: конечно, можно надеяться на помощь Божию, но Бог в подобных случаях действует только чрез человеческое посредство, а оно-то, как показывает опыт, сделалось окончательно негодным.

Уже из краткого очерка литературной деятельности Иакова видно, какое громадное значение имеют его сочинения для изучения богословской науки и в особенности церковной жизни католичества XV в., т.е. как раз накануне реформации, которая очень сильно потрясла католическую церковь и заставила ее произвести у себя некоторые реформы, о необходимости которых так настойчиво, но и так безрезультатно взывал Иаков.

П. Белодед


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle