Источник

Иоанниты

Иоанниты (Ordo fratrum hospitaliornm Hierosolymitanorum; Ordo militiae s. Johannis B. hosp. Hierosol., позднее по местопребыванию «Родосский» и «Мальтийский орден»). Происхождение ордена выяснено не вполне. Что легенда ордена, относящая его основание ко времени Маккавеев, не имеет и тени исторической истины, – это не нуждается в доказательстве. Несомненно, что основание ордена связано с основанием иерусалимского госпиция, который впоследствии стал называться госпицием Иоанна Крестителя. Вильгельм тирский (XVII, 3) и Иаков витрийский (Hist. Hieros. с. 46), сообщают, что этот госпиталь сначала стоял в зависимости от церкви Maria latina, но такое известие не подтверждается более древними источниками. По-видимому, тут смешиваются два самостоятельный учреждения – госпиций, основанный купцами из Амальфи еще во времена завоевания Палестины египетскими халифами (Туг. ХVIII, 4) и посвященный Иоанну Милостивому, патриарху александрийскому, и госпиций, основанный Геральдом (вар. Гергард, Герард, Гиральд) вскоре после взятия Иерусалима крестоносцами, посвященный Иоанну Крестителю. При первом госпиции и была церковь S. Maria latina, называвшаяся так потому, что была построена латинами (итальянцами). В этом госпиции Иоанна Милостивого при взятии Иерусалима и был начальником Геральд (Туг. XVIII, 5), но, задумав основать новое общество, он, вероятно, приобрел другое место и устроил независимый от госпиция Иоанна Милостивого госпиций подле церкви Иоанна Крестителя. Он этого-то последнего госпиция и получили свое название иоанниты (см. о. А. П. Попов, Латинская иерус. патриархия, Спб. 1903, И,65–66, и выше статью Иерусалимская лат. патриархия; D. G. Uhlhorn в R. E. v. Herzog – Hauck lX 3, 331). Уже при Геральде новый орден с помощью крестоносцев приобрел большое значение. Преемник его Раймунд дю Пюи впервые дал ордену правила, утвержденный Иннокентием II, Евгением III и Луцием III. Правила эти в последующее время подвергались многим изменениям и дополнениям. Ошибочно то мнение, будто Раймунд к монашеским обетам ордена прибавил еще рыцарский обет биться с неверными и таким образом превратил духовный орден в рыцарский, разделив братьев на три класса – рыцарей, пресвитеров и служащих братьев. Впервые различие между братьями установлено лишь в 1259 г. буллою Александра IV. Орден изначала был рыцарским, так как в его задачи входила защита паломников на опасной дороге в Иерусалим, но только впоследствии рыцарская служба приобрела большее значение, чем госпитальная, и рыцари заняли руководящее положение в ордене. Заслуги ордена в деле попечения о бедных и больных весьма велики. Его госпиции послужили образцами для других госпитальных орденов. По правилам Раймуида бедные были «господами», а все члены ордена их слугами. Главный госпиций у Гроба Господня в Иерусалпме был роскошным строением с громадными залами, в которых сотни паломников и больных находили себе приют. Этот госпиталь продолжал существовать и после взятия Иерусалима Саладином. Везде, где бы ни жили иоанниты, – в Акке, на Кипре, на Родосе, на Мальте, – они строили многочисленные образцовые госпитали. Постепенно эта деятельность ордена отошла на второй план. Рыцари были избавлены от этой обязанности и она была предоставлена исключительно служащей братии. Все силы ордена были направлены на борьбу с неверными, почему взамен духовного орден приобрел исключительно военный характер, монашеское послушание было ослаблено, посты смягчены. Владения ордена росли чрезвычайно быстро, а многочисленные привилегии, дарованные папами и императорами, сильно увеличивали их ценность. Во Св. Земле всюду возвышались их крепости – особенно от Хеврона до Аскалона, по Тивериадскому озеру и в округах Триполийском и Антиохийском. Рыцари образовывали особое государство; центром его было сильная крепость Маргат, в которой жил великий магистр ордена – после того, как Иерусалим был потерян. Юридически подчиненные иерусалимскому патриарху, – иоанниты, как и тамплиеры, с первых же лет своего существования начали тяготиться этою зависимостью и в своем стремлении к самостоятельности постоянно нарушали свои обеты послушания патриарху (см. о. А. П. Попов, op. cit. I, 69–78). Рыцари долго геройски защищали свои владения во Св. Земле, но – ослабленные внутренними смутами и враждой с тамплиерами – они должны были уступить: султан Келон в 1285 г. взял Маргат, а в 1291 г. пала и Акка – последнее убежище иоаннитов в Палестине. Жалкие остатки ордена нашли приют у короля о. Кипра, передавшего им г. Лимиссо для постоянного местопребывания. Благодаря деятельности магистров ордена Виллье и Вилларе, могущество ордена скоро опять возросло. Второй взял о. Родос и основал здесь орденское государство, существовавшее более 200 лет. Это время было временем высшего процветания ордена. Египетский флот в XV в. дважды появлялся у берегов Родоса и в 1444 г. повел осаду столицы, но оба раза был отражен. Успешно была выдержана и страшная осада г. Родоса 100.000 войском Магомета II в 1479 г. Многое унаследовали иоанниты от уничтоженного в 1311 г. ордена тамплиеров. Доходы ордена превышали доходы короля Франции в18–20 раз и достигали, по крайней мере, до 36 миллионов франков. За это время закопчена была и организация ордена. Орден был разделен на 8 наций или языков (linguae): Овернь, Франция, Италия, Аррогония, Англия, Германия, Прованс и Кастилия. Во главе всего ордена стоял великий магистр, который периодически собирал генеральный капитул, имевший законодательную власть. Каждая нация выбирала себе главу для внутренняя управления и одновременно замещала выборным лицом одну из высших восьми должностей ордена, постоянно остававшуюся в руках той же нации. Эти восемь лиц составляли тайный совет великого магистра. Нации делились на великие приорства, приорства и баллии, во главе которых стояли великие приоры, приоры, бальи и командоры. Члены ордена носили черный плащ с белым полотняным осмиконечным крестом с левой стороны. Члены ордена, не связанные обетами, назывались донатами и носили лишь полкреста на плаще; должностная лица носили на плащах кресты большие, чем остальные, и еще золотые кресты на шее. Герб ордена – серебряный осьмиконечный крест на красном поле, с герцогскою короной, из которой исходил венок роз, окружавший щит; внизу небольшой иоаннитский крест и девиз: pro fide.

Довольно темно происхождение иоаннитянок и отношение их к ордену. Еще во время возникновения ордена римлянка Агнеса основала госпиталь Марии Магдалины для больных, и сестры госпиталя были приглашаемы в орден для ухода за женщинами. Впоследствии образовался особый женский монастырь, руководившийся правилами Августина для канонисс. После изгнания ордена из Иерусалима связи иоаннитякок с ним прекратились. Главный монастырь иоаннитянок был в Сиксене в Испании.

В 1522 г. вследствие измены после полугодовой геройской защиты Родос был взят Солиманам. В ночь на новый 1523 год остатки ордена, под начальством Виллье, покинули остров и последовательно жили в Мессине, в Чивитавеккии, в Витербо и, наконец, нашли себе постоянное местожительство на острове Мальте, отданном им в ленное владение в 1530 г. Карлом V. И здесь они продолжали войну с неверными, храбро и защищая остров. Но вместе со славною защитой острова, при великом магистре Жане де ла Валетт кончился блестящий период истории ордена. Реформация наносила ему один удар за другим. По вестфальскому миру (см. «Энц.» III) орден лишился своих владений в Германии. С другой стороны, орден сильно деморализовался. Рыцари предаются роскоши и удовольствиям. Воинская дисциплина ослабела; между «нациями» возникают раздоры и великий магистр не в силах их предотвратить. Инквизиция вмешивается во внутренние дела ордена.

При великом магистре Раймунде де Рофакуль (1697–1720 г.) впервые завязываются сношения с Россией для общей борьбы с туркам. Снова возобновились эти сношения при Екатерине II, но – под влиянием Рима и Франции – рыцари отказались от союза против Порты. К представителю России офицеру русская флота греку Антонию Псаро рыцари относились с недоверием, подозревая, что Россия желает овладеть Мальтой, и даже просили помощи неаполитанская короля. В конце царствования Екатерины II хорошие отношения с орденом восстановились: благодаря вмешательству императрицы, орден получил майорат, завещанный ему в 1609 г. последним князем острожским Янушем, – учредил в Польше великое приорство и наследствовал бывшие владения иезуитов.

Падение ордена продолжалось и в XVIII в. воинственный дух исчез, и великие магистры обращают главное внимание на просвещение, основывают школы, университет, академию наук. В 1749 г. орден едва не погиб от заговора магометанских невольников, открытого только случайно. В 1775 г., доведенное до нищеты дурным управлением, население острова восстало против рыцарей. Реформы (великого магистра принца Рогана (1775–97 г.), лишь на некоторое время задержали падение ордена. В 1776 г. в последний раз был созван генеральный капитул, которым в 1779 г. издан кодекс законов ордена (Codice del sacro militare ordine Gierosolimitano). Постановлением конвента 19 сентября 1792 г. рыцари были лишены владений во Франции и изгнаны из страны.

На помощь к ордену пришел император Павел I. По второму разделу Польши острожское приорство ордена перешло к России и доходы его (120.000 злотых ежегодно) поступили в казну. Граф Юлий Литта сумел внушить императору Павлу I, что, поддерживая орден, можно соединить в нем все дворянство Европы и создать могущественный христианский охранительный союз против неверия и революционных движений; почему ордену не только были возвращены доходы и увеличены до 300.000 злотых, но и учреждено в империи – в замен польского – русское великое приорство, присоединенное к англо-баварской «нации» 4 (15) января 1797 г. Сан великого приора и командора предоставлен был лишь русским подданными. Литта был назначен полномочным министром ордена при российском дворе. В 1798 г. высочайшим манифестом учрежден был польско-русский орден св. Иоанна иерусалимского, состоящий из 2 приорств: римско-католического и российско-православного с 98 командорствами, и на содержание ордена положено еще 216.000 злотых. 12 июня 1798 г. Мальта без боя сдалась французам, – и рыцари, подозревая великого магистра Гемпшена в измене, лишили его сана, а на его место избрали русского императора. Павел охотно согласился. 29 ноября 1798 г. состоялась торжественная аудиенция депутации капитула ордена, которая поднесла императору корону и регалии великого магистра. В тот же день появился манифеста нового великого магистра, в котором установлялось «новое заведение ордена св. Иоанна иерусалимского в пользу благородного дворянства империи всероссийской». На это новое заведение повелено было ежегодно отпускать 216.000 рублей. В этом же манифесте в 12-ти статьях были изложены и основания нового заведения. Таким образом, «самодержец всероссийский, первый сын, и даже, – как он воображал себе, – глава православной церкви, женатый, отец семейства, провозгласил себя гроссмейстером мальтийского ордена, основами которого были безбрачие и латинство» (А. Васильчиков, Семейство Разумовских III, стр. 284). Наш лондонский посол барон Бруннов (Aperçu des transactions politiqucs du cabinet de Russie в Сборнике И. P. И. О., т. 31-й, стр. 234) объясняет это стремление Павла пересадить мальтийский орден на русскую почву, – чуждую культурной жизни средних веков, чуждую рыцарства и рыцарских идей, – его взглядом на это учреждение, как на послушничество (noviciat), где дворянство всех европейских государств должно было почерпать чувства чести и верности, необходимый ему для того, чтобы противиться воцарению идеи равенства, которая уже готова была охватить все слои общества. Прочитав объяснение, сделанное Брунновым, император Николай I написал на рукописи: «только теперь понял Я мысль моего отца» (Н. К Шильдер, Император Павел I, Спб. 1901, стр. 398). Указом 15-го декабря 1798 г. новое звание императора внесено было в его титул. Впоследствии, 23 февраля 1799 г., повелено было к новому титулу прибавить еще слово «державный». 16 декабря 1798 г. вышел еще манифеста, которым определялось главное место пребывания ордена – Петербург. Капитул ордена помещался в доме, занимаемом ныне Пажеским Корпусом, где до сего времени сохранилась католическая церковь св. Иоанна Крестителя. К своей новой роли император относился очень серьезно. Одною из заветных целей его политики было возвращение Мальты, но в 1800 г. этот остров был занят англичанами, а вскоре после этого Павел умер. Александр I принял лишь титул протектора ордена, от звания же великого магистра отказался. В 1817 г. высочайше было объявлено, что «орден в Российской империи более не существует».

И на Западе существование ордена стало призрачным. По парижскому миру 1814 г. Мальта была окончательно отдана Англии. Владения ордена в других государств ах одно за другим были отбираемы в казну. Конвент до 1826 г. находился в Катании, потом в Ферраре и с 1834 г. в Риме. В 1839 г. Григорий ХVІ восстановил великое приорство обеих Сицилий. Меттерних учредил новое приорство ломбардо-венецианское. Были проекты преобразовать орден для защиты церковного государства, для борьбы с торговлей невольниками, для охраны Гроба Господня, но ни один из них не был осуществлен. Существующие ныне в Испании, Австрии, в Богемии и в Пруссии остатки ордена имеют, можно сказать, лишь декоративное значение. В последнее время деятельность ордена снова приняла первоначальный характер – уход за больными, и во время франко-прусской войны орден оказал большую помощь в деле ухода за ранеными. В 1869 г. австрийская ветвь ордена устроила прекрасный госпиталь у ворот Иерусалима. В 1810 г. в Бранденбурге Фридрихом Вильгельмом III был учрежден протестантский «Королевский Прусский орден иоаннитов», преобразованный в 1852 г. Фридрихом Вильгельмом IV. Заслуга этой протестантской ветви ордена велики: им основаны госпитали в Иерусалиме и Бейруте, а во время войн 1864 г., 1866 г. и 1870–71 г. он принимал деятельное участие в уходе за ранеными; для ухода за женщинами при ордене существуют диакониссы – иоаннитянки. (Гроссмейстером с начала 1905 г. состоит граф Галаццо Тун-Гогенштейн.)

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle