Источник

Иоанникий великий

Иоанникий великий, знаменитый византийский подвижник, родился в 754 г. в деревне Марикате, Вифинийской провинции, на север от озера Аполлониадского. Его родители Мирицикос и Анастасо жили в бедности; поэтому будущий подвижник с семилетнего возраста стал пасти свиней. В 773 г. И. попал в столицу в ряды императорской гвардии. То была эпоха злого иконоборства, вдохновляемого императором Константином Копронимом, и И. был увлечен ересью. После седьмого вселенского собора он, – под влиянием встречи с одним олимпийским монахом, – отказался от иконоборства. Тогда же И. почувствовал влечение к монашеской жизни. После войны с болгарами он отказался от мира, в 795 г. отправился на монашескую гору Олимп в Вифинии и подвизался сперва в монастыре Агавров, а потом в более удаленной киновии Антидия. Чрез два года И., стремясь к высшим подвигам, скрылся (797 г.) на уединенную гору Трихаликс, в пределах Олимпа, потом последовательно проходил иноческие подвиги близ деревни Геллеспонта, Кундурии и др., а в 806 г. постригся в киликийском монастыре Брести. Через три года И. отправился в уединенную местность Хелидон, лидийской области, оттуда в 810 г. возвратился в монастырь Агавров и жил в построенной на Трихаликсе келлии. Когда возникло иконоборческое гонение Льва Армянина, И. скрылся (815 г.) в уединенный лидийский лес, откуда возвратился на Трихаликс лишь в 820 г. Во все это время И. проводил самую строгую подвижническую жизнь, которая и привлекала к нему всеобщее внимание. Господь прославил великого молитвенника и постника и чудесными знамениями. Слава И., как подвижника-чудотворца, распространилась по всей Византии и к нему на Олимп открылось паломничество. В 825 г. у него были знаменитый Феодор Студит, халкидонский митрополит Иоанн, никейский Петр и другие выдающиеся современники, питавшие уважение к старцу. Его горячим почитателем был и византийский патриарх Мефодий, при котором состоялось торжество православия (843 г.). Иоанникий В. много содействовал своими трудами, подвигами и чудесами этому торжеству и, вместе с другими подвижниками Византии, подготовил его. Он скончался 4 ноября 846 г., после свидания с патриархом Мефодием (1 ноября).

И.И.Соколов

Иоанникий: 1–3 константанопол. патриархи.

1. Иоанникий I (1522–1523) незаконно занял патриарший престол в то время, когда его предшественник патр. Иеремия I находился в Иерусалиме для поклонения святыням, – заплатив за это 4.000 золотых в пользу султана. Но положение самозваного патриарха было весьма непрочно: народ не хотел ни видеть его, ни приветствовать, как патриарха; он и сам трепетал за свою судьбу, опасаясь возвращения Иеремии, только избравшие его клирики и архонты поддерживали его в незаконных действиях. Отношение к И. I народа крайне его опечалило. А когда Иеремия возвратился в Константинополь, И. I, осужденный иерусалимским собором 1523 г. за незаконное вступление на престол, с позором был низложен и изгнан из столицы в Созополь, митрополитом коего он состоял до патриаршества, поселился в монастыре Иоанна Предтечи на острове близ этого города и здесь вскоре скончался.

2. Иоанникий ІІ занимал патриарший престол четыре раза (16 ноября 1646 г. – окт. 1648 г., 11 мая 1651 г. – 24 мая 1652 г., июль 1653 г. – 17 марта 1654 г. и март 1655 г. – 26 июля 1656 г.). Он был родом, вероятно, с о. Родоса, в апреле 1624 г. хиротонисан в митрополита Гана и Хоры, в 1636 г. перемещен в Ираклию, откуда и возведен на патриарший престол. Время патриаршества. И II было весьма тревожное: турецкое правительство весьма жестоко обращалось с христианами, самым возмутительным образом попирало права церкви и систематически умерщвляло даже патриархов (Кирилл I Лукарис †1637 г., Кирилл II Контарис †1639 г., Парфений II †1651г., Парфений III †1657 г., Гавриил II †1659 г.), – иезуиты вмешались в дела Константиноп. церкви, сеяли смуту среди народа и интриговали пред Портою против патриархов, – сами греки были увлечены взаимною борьбой. Бедствия времени навели ужас на христиан и даже на патриархов, из коих многие, спасая свою жизнь, весьма быстро оставляли почетное, но опасное положение. Некоторые из патриархов занимали престол лишь несколько месяцев, а иные – даже и дней. Лучшие представители греческого народа, заботившиеся о благе церкви, употребляли все меры к тому, чтобы удержать на патриаршем престоле более достойных претендентов церковно-народной власти, возводили их на престол два и более раз, как только обстоятельства позволяли это. Указанными условиями и объясняется то, что патриарх И. II, один из лучших иерархов константинопол. церкви, занимал престол четыре раза. Из деяний первого патриаршества И. II известны два канонические определения – о низложении синайского архиепископа Иоасафа за противоканоническое служение в Египте (в дек. 1646 г.) и о наказании архиереев, приезжающих в Константинополь без разрешения патриарха (30 дек. 1646 г.). Кроме того, И. II издал несколько грамот о ставропигиальных правах и правах на владение монастырей (Влатейского близ Фессалоники, женского св. Бессребренников в Афинах, синайского о Джувании, ставропигии Соилеотиссы в Дриинуполе, св. Геория в Ганохоре и других), а также восстановил маронийскую митрополию, присоединив к ней и острова Фазос и Самофраки (12 дек. 1646 г.), подчинил митрополиту монемвасийскому епископию Плаци, некогда пользовавшуюся правами патриаршей экзархии (в июне 1647 г.). оставил в первый раз престол по страху пред фанатизмом турок, бежал и скрылся (вероятно, на Афон). Когда по интригам иезуитов был убит патриарх Парфений II (10 мая 1651 г.), то, по приглашению клира и народа, И. II. вторично занял патриарший престол и продолжал прерванную деятельность. И во второе патриаршество он издал два канонические определения – о прономиях филадельфийского митрополита Афанасия Валериана, о положении синаитов в Египте (1651 г.) и об отношении митрополитов Кипра к архиепископу острова. Затем, он утвердил соглашение афонской лавры св. Афанасия с адрианопольским митрополитом, в силу которого иеромонахи лаврского метоха св. Стефана в Адрианополе обязаны за богослужением возносить имя митрополита, платить митрополиту каждый и от имени метоха определенный денежный налог. Другие постановления И. II касаются экономического положения патриархии, ставропигиальных прав монастырей (св. Николая на Хиосе) и перемен в границах епархий. Наконец, в 1651 г. он утвердил киновии в афинском женском монастыре св. Бессребренников, где прежде был идиоритм (своежитие). И во второй раз И. II оставил престол внезапно и тайно, бежал из столицы и жил в неизвестном месте. В третий раз он занимал престол менее года и сделал несколько аналогичных распоряжений о монастырях и епархиях. Между прочим, в 1653 г. И. II издал грамоту о сборе пожертвований в пользу св. Гроба Господня. Патриархия чрезвычайно была обременена долгами, за которые И. II был посажен кредиторами в тюрьму, просидел здесь 16 дней и освободился из заключения лишь потому, что отрекся от престола. К тому же явились честолюбивые претенденты патриаршей власти из епархиальных архиереев, бессрочно и без нужды в большом числе проживавших в столице, – в церковные дела вмешались греческие архонты. Ввиду этого, И. II отрекся от престола, причем заявил, что впредь он не намерен больше управлять церковью. Однако через год он опять был приглашен духовенством и народом стать во главе церкви. В четвертое патриаршество он присоединил к дерканской митрополии Терапию и Буюк-дере (в июне 1655 г.), подчинил афинскому митрополиту архиепископию Талантия и Диавлии, образовав одну митрополию из двух – неврокопской и зихнской (в июле 1655 г.), присоединил к писидийской митрополии Тиану, принадлежавшую к митрополии иконийской (в сентябре). Затем, в апреле 1655 г. патриарх объявил ставропигиальными семь монастырей с владениями на Крите и монастырь св. Георгия в ганохорской епархии. Вследствие крайней бедности и задолженности патриархии и под влиянием внутренних смут, И. II под предлогом старости в четвертый раз отрекся от власти, получив в управление архиепископию фермийскую, и скончался около 1660 г.

3. Иоанникий III (26 марта 1761г., – 21 мая 1763 г.) был родом из Константинополя, принадлежал к фанариотской фамилии Караджадов, был сперва диаконом при вселенском патриархе Паисии II, потом протосинкеллом и настоятелем столичного храма Егрикапу, который и обременил большими долгами, за что, по требованию епитропов храма, был лишен настоятельства. В 1739 г. он был хиротонисан в архиепископа печскаго, в 1746 г. уступил свою кафедру другому лицу, а сам явился в Константинополь. Через год патриарх Паисий дал ему халкидонскую митрополичью кафедру, с которой он возведен на вселенский патриарший престол. Патриарх И. III был изнеженный человек, не величественный по осанке и приятный правом. Патриарху принадлежат: одно каноническое определение о правильном, по чину церковному, совершении таинства крещения, два постановления относительно епархий (восстановление в 1762 г. епископии понтоираклийской и соединение в 1761 г. епархий ниссовской и перковской в одну для погашения их долгов) и несколько грамот о ставропигиальных правах монастырей (Богородицы Портаитиссы в Астипалфе, св. Георгия в Кастеллоризе, Неа-Мони на Хиосе, Св. Троице на Олимпе, св. Предтечи в Серрах) и о монастырских владениях. В мае 1761 г. патриарх предписал монахам обителей в родосской епархии вести жизнь согласно уставам, а иноков обители Рукуниота на о. Симе обличил за неповиновение митрополиту. При И. III в 1762 г. в Галате была устроена народная больница, преимущественно для лечения православных монахов (᾿οσπιτα’λιος τῶν γκεμιτζι’ων). В том же году И. III лишил сана филадельфийского митрополита Григория, прибывшего в Венецию для управления местною греческою общиной, так как он был хиротонисан без разрешения патриарха. И. III много заботился о церкви, не поступался правами своей власти, не унижался пред правительством, не заискивал и не подкупал министров. Кто из греков архонтов рассчитывал получить при нем влияние и на церковные дела, – все ошиблись в своих планах. Это создало И. III много врагов и среди греков, и среди турок. Поэтому он вынужден был отказаться от престола, удалился сперва на св. гору Афон, а потом поселился на Халки в монастыре св. Георгия (1764 г.), здесь скончался в 1793 г., достигнув 90-летнего возраста, и погребен.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle