Иоаким старший сын иудейского царя Иосии
Иоаким (с евр. «Бог восставляет») – старший сын иудейского царя Иосии, брат и преемник по иудейскому престолу (18-й;607–597 г. до р. Хр.) царя Иоахаза. На иудейский престол был возведен египетским фараоном Нехао, переименовавшим его, в знак своей власти, из Елиакима в Иоакима. Выражением той же зависимости иудеи от Египта должна была служить и наложенная на страну дань в количестве 100 талантов золота и 100 талантов серебра. В религиозно-нравственном отношении Иоаким был энергичным продолжателем своих нечестивых предков. Поучительные воззвания. к нему пророков только раздражали царя. Пророчествовавший именем Божиим Урия обречен был на смерть. Та же судьба ожидала бы и пр. Иеремию, если бы за него не заступились иудейские князья, сославшиеся на пример пр. Михея, беспрепятственно вразумлявшего народ при царе Езекии. Получив свободу пророческого слова, Иеремия проповедовал: «Вот Я (говорит Господь) возьму все племена северные и Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и приведу их на эту землю и на все окрестные народы; разорю их и превращу в пустыни вечные. И будут эти народы в рабстве у царя вавилонского семьдесят лет». В четвертый год царствования Иоакима, завоеватель ассирийской монархии Набополлассар, царь вавилонский, поручил своему сыну Навуходоносору прекратить покушения египетского фараона Нехао на Ассирию и усмирить отпавшие от Вавилона народы. Навуходоносор успешно выполнил возложенное на него дело: разбил, при Кархамисе, войско египтян и немедленно устремился на союзника Нехао – Иоакима. После непродолжительной осады Иерусалим был взят, часть драгоценных священных сосудов из храма, наиболее красивые и даровитые юноши знатных родов – отправлены в Вавилон. Иоаким был оставлен царем Иудеи, с условием признания зависимости от Вавилона и уплаты наложенной дани. Неизвестно, по какому частному случаю и по чьему почину (вероятно, воздействием пророков), – на другой год после удаления Навуходоносора в Иерусалиме был назначен всенародный пост. Народ из всех городов стекался в Иерусалим для поклонения во храме. Пр. Иеремия поручил Варуху прочесть всенародно во храме свиток его пророчеств. Варух исполнил поручение. Когда донесли об этом царю, Иоаким потребовал свиток к себе и приказал прочитать его пред ним вторично. По мере того, как стоявший читал, царь отрезывал прочитанное и бросал в жаровню с горячими углями. Свиток был уничтожен; пророков Иеремию и Варуха приказано было схватить. Но Господь сокрыл их. По повелению Господа, Иеремия и Варух взяли другой свиток и написали в нем все, что было в первом свитке, а Иоакима должны были уведомить: «Так говорит Господь: ты сожег свиток сей, сказав: Зачем ты написал в нем: Непременно придет царь вавилонский и разорит землю сию и истребит на ней людей и скот (Иер.32:43, 33:10)? – За это, так говорит Господь об Иоакиме, царе иудейском, не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной. И посещу его и племя его и слуг его за неправду их, и наведу на них и на жителей Иерусалима и на мужей Иуды все зло, которое Я изрек на них, а они не слушали». В продолжение трех лет Иоаким не изменял Вавилону, но потом изменил, надеясь, вероятно, на поддержку Египта, чего не получил и, в заключение, потерял даже то, что имел. Обособившаяся от Вавилона Иудея подверглась сначала нападению мелких соседних народов, а потом, в седьмой год Иоакимова царствования, сделал на нее нашествие и сам Навуходоносор, переселив в Вавилон не одну тысячу иудеев. На следующий год он захватил Иоакима и заключил его в оковы. Неизвестно, где умер пленник: под санами ли Иерусалима, на пути ли в Вавилон, или в самом Вавилоне. Известно только то, что труп нечестивого царя был повержен без погребения (4Цар.23:34–36, 24:1, 5–6. 1Пар.3:15–16. 2Пар.36:4, 5:2. Ездр.Ï37, 39. Иер.22:18, 25:1, 26:1, 21, 35:1, 36:1, 28–32, 45:1, 46:2. Дан.1:1, 2.).
В. И. П-в.