Иерокл
Иерокл, преследователь христиан и литературный противник христианства, очевидно, тожественный с Сосзианом Иероклом одной пальмирской надписи (Corpus I. lat. III, 133III, 1661), наместником (praeses) провинции, к которой тогда принадлежала Пальмира, по Моммсену – ливанской Аравии, по Марквардту – ливанской Финикии. Надпись эта относится ко времени между 1 марта 293 г. и 1 мая 305 г. По Лактанцию (Demort. pers. 16, 4), Иерокл сначала занимал должность викария, но он не был викарием объединявшего в себе несколько провинций диоцеза, а занимал известное из Corp. i. lat. VI, 1704 место vicarius a consiliis sacris. Иерокл считается главным виновником гонения Диоклетиана (Лактанций, Div. inst. 5, 2: 12). Как наместник Вифинии, он жил в Никомидии – исходном и главном пункте гонения. При нем 23 февраля 303 г. была разрушена никомидийская церковь и на следующий день был прибит первый эдикт против христиан. Преемником Иерокла в Вифинии был Присциллиан (De mort. pers. 16, 4), а сам он был назначен префектом всего Египта (Евсев. о палест. мучен. см. «Texte u. Unters.» v. Gebhardt и. Harnack XIV. 4, S. 44; Епифан. ерес. 68, 1), где он тоже преследовал христиан, даже допуская превышение власти (см. Mommsen, Röm. Strafrecht, S. 955), a христианских женщин и девственниц отправил в публичные дома. Христианин Едесий справедливо доказывал префекту на основании законов, что он нарушает их, потом ударил префекта, поверг на землю и бил его, за что был замучен и брошен в море (Евсев. о палест. муч. 4, 15; 2, 3; «Texte u. Unters.» XIV, 4, S. 44 сл.). Это произошло вскоре после смерти брата Едесиева Амфиана, датируемой 2 апреля 2 или 3 года гонения (см. Амфиан: «Энц.» I),каковой датой определяется время префектуры Иерокла в Египте. Иерокл был одним из двух литературных противников христианства, которые, по Лактанцию (inst. 5, 2: 2), выступили весною 303 г. Он написал две книжки не против христиан, а к христианам (libelli поп contra Christianos, sed ad Christianos. Лакт. inst 5, 2: 13). Небольшие отрывки из них сохранились у Лактанция (inst. 5, 2: 3) и у Евсевия во второй главе сочинения против Иерокла. Последний является здесь защитником философского монотеизма, не исключавшего пантеистического культа. Вопреки своей ссылке на Цельса, он ближе стоит к Порфирию и по его примеру пытается найти противоречия в новозавет. каноне. По примеру же Порфирия, но с большими подробностями, Иерокл противопоставляет Христу Аполлония тианского (см. «Энц.» I) и доказывает, что последний был выше [у Макария (Магнета, около половины III в.) 3,1 стр. 52 по изд. Blondel’я]. Сравнение этого места с Лакт. inst. 5, 3: 9 показывает, что Иерокл лишь пользовался Порфирием, а не повторял его, как думает Дюшень (De Mac. Magnete, Paris 1877, p. 17 сл.). Отрывки у Макария скорее взяты из Порфирия (Wagemann в «Jahrbuch. f. d. Theol.» 23, 1878, S. 287, Neumann. Prolegomena in Julianum, p. 21). Для оценки личности Иерокла достаточно сопоставить благосклонное к христианам заглавие его сочинения с действительным отношением его к христианам Александрии.
С. Троицкий