Иеровоам
Иеровоам – имя двух царей израильских. 1) Иеровоам I – первый царь израильского (десятиколенного) царства; царствовал 22 года (973–952; по Кампгаузену 937–915 до р. Хр.). Он был сын Навата и вдовы Церуа из Цареды в колене Ефремовом (3Цар.11:26). Это был человек мужественный. Его способности заметил еще Соломон и поставил смотрителем над оброчными из дома Иосифова (3Цар.11:28). Ефремляне были особенно чутки в тех случаях, когда им казалось, что их достоинство так или иначе унижено (Суд.8:1–3, 12:1–6). Можно думать, что они лишь с неудовольствием смотрели на господство над Израилем Давидова дома из колена Иудина и еще с большим недовольством выполняли оброчные работы для укрепления Иерусалима, столицы царя-иудея. Можно думать, что и Иеровоам проникся их духом и, быть может, стал даже во главе недовольных. В это-то время пророк Ахия силомлянин и символическим знаком, и прямыми словами предсказал ему наедине, что Господь возьмет из царства Соломонова десять частей и даст их ему, Иеровоаму, и он будет царем над Израилем; и если будет верно следовать уставам Его, как Давид, то и дом его будет тверд, как Давидов (3Цар.11:29–39). По прямому слову Ахии, это могло быть только по смерти Соломона. Но Иеровоам увидел в речах пророка освящение, быть может, тайных своих мыслей и так или иначе хотел осуществить их еще при жизни Соломона; «Соломон заметил поползновения Иеровоама и хотел умертвить его, а Иеровоам должен был убежать в Египет, где и оставался до смерти Соломоновой (Суд.8:49). Здесь в это время на место дружественной и родственной Соломону (21-й) династии выступила новая (22-я); царь этой династии оказал Иеровоаму самое широкое гостеприимство: по ватиканскому тексту LXX, он даже выдал за него сестру своей жены. Когда Соломон умер, Иеровоам возвратился на родину и стал во главе того собрания израильтян, которое составилось в Сихеме для утверждения Ровоама на престол (3Цар.12:23). Когда Ровоам не пошел на уступки и Израиль отложился от дома Давидова, то отложившиеся израильтяне провозгласили царем над собою Иеровоама, который и сделался таким образом первым израильским царем (3Цар.12:19, 20). Столицею его был сначала Сихем, потом Пенуил (3Цар.12:25) и наконец Фирца (3Цар.14:17). Ближайшим, так сказать, осязательным поводом к отложению Израиля от дома Давидова была тяжесть Соломонова царствования; особенно подневольные работы казались несносным бременем для лиц, еще не свыкшихся с общегосударственною жизнью (3Цар.12:4). Но это, пожалуй, лишь показная сторона дела. Причины разделения царства лежали глубже, как видно уже из того, что подобное этому деление было в истории Израиля и прежде: при Давиде (2Цар.20); по смерти Саула (2Цар.2–4), даже в начале царствования Саула израильтяне и иудеи как бы противополагаются друг другу (2Цар.11:8, 15:4), а это объясняется некоторою обособленностью колена Иудина в период судей.
Ничего не говорится о том, в какие отношения к израильскому царству стали бывшие доселе в подчинении царству Давида – Соломона и граничившие с израильским царством сирияне, аммонитяне и моавитяне. Дамасские сирияне, как кажется, уже при жизни Иеровоама стали во враждебное к нему отношение (3Цар.15:18,19). С царством иудейским, оставшимся за Ровоамом, сыном Соломона, Иеровоам должен был вести постоянную мелкую войну, которая, впрочем, при Авии, царе иудейском, привела к большому сражению, окончившемуся значительным числом убитых воинов Иеровоама и потерею нескольких городов в пользу иудейского царства (2Пар.12:15, 13:3–19. 3Цар.14:30, 15:7) Поход египетского царя Сусакима (Шешонка) против иудейского царства коснулся и израильского царства (надпись Шешонка).
Для более прочного укрепления израильского престола за своим домом, Иеровоам к политическому разделению присоединил религиозное. Он ввел в своем царстве служение Иегове, под чувственным образом тельца, встречавшееся в израильском народе и прежде (Исх.32), поставив двух тельцов золотых на двух противоположных границах своего царства – на южной в Вефиле и на северной в Дане; священниками при них делал лиц из всего народа; установил особый праздник, подобно совершаемому в Иерусалиме, только перенесши его из 7-го месяца в 8-й37. Эта реформа Иеровоама, рассчитанная на более низкие вкусы и не вполне новая, была охотно принята народом (ЗЦар.12:26–33. 2Пар.11:15, 13:9). Но левиты не захотели служить культу тельцов и ушли из израильского царства в иудейское, а за ними многие и из других колен ходили в Иерусалим, чтобы приносить свои жертвы Господу, Богу отцов своих (2Пар.11:15, 16). Пророки же и современные Иеровоаму и позднейшие Амос и Осия видели в культе тельцов и отвержение Иеговы и служение иным богам (3Цар.13:14. Ам.5:4, 5, 8:14, Ос.8:4,6, 13:2, 14:4,9). Священный дееписатель говорит, что «это (т.е. учреждение культа тельцов) вело дом Ифровоамов ко греху, и к погибели и к истреблению его с лица земли» (3Цар.13:34). Служение тельцам называется тем «путем Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех», которым (путем) ходили все израильские цари и который привел израильское царство к погибели (Ос.8:4,5).
2) Иеровоам II, царь израильский, сын Иоаса, четвертый царь из дома Ииуя, царствовал 41 год (822–781; Кампгауз., 781–741). При нем израильское царство достигло высшей степени счастья и блеска. Он освободил из-под власти царям дамасским страну к востоку от Иордана, успешно сражался с сириянами, жившими к северу от Палестины, и восстановил древние границы Израиля «от входа в Емаф до моря пустыни», от Емафа до Арнона. Он наложил даже подать на Дамаск и Емаф (4Цар.14:23–29). Такие успехи Иеровоама объясняются, быть может, тем, что именно около этого времени ассирийские цари Рамманирар, Салманассар III и Асурдан значительно ослабили силу сириян, хотя надпись Рамманирара между платящими подать ассирийскому царю – наряду с финикиянами и филистимлянами – ставит и землю Амри ( израильское царство). Счастливое внешнее положение способствовало значительно подъему внутреннего благосостояния. Народ спокойно занимался своими делами. Повысилось богатство. Полагаясь на покровительство Иеговы, Которому и Иеровоам служил под образом тельца, народ совершал торжественное и пышное служение Ему как в вефильском святилище (Ам.4:13), так и в Галгале и Вирсавии (Ам.4:4, 5:5); но вместе с Иеговою служили и Ваалу (Ос.2:7–8, 16–17, 11:2). При материальном благосостоянии появились и сопутствующие ему пороки: роскошь и изнеженность (Ам.3:15, 6:4), нецеломудрие (Ам.2:7, 8, 4:1, 6:,1, 4–5), притеснения бедных и беззащитных (Ам.2:6–8, 3:9, 10; 4:1, 5:7) и др. Напрасно пророки и другие благочестивые люди обличали виновников: их не слушали, даже заставляли молчать (Ам.2:12, 5:10). Амасия, вефильский священник обвинял пророка Амоса пред Иеровоамом в возмущении народа своею проповедью о суде над царем и народом и гнал его прочь из израильского царства в Иудею (Ам.4:10–13). Против угроз со стороны пророка указывали на свое могущество и на свои способности (Ам.6:1, 13, 9:10). Тем не менее, пророк грозит неминуемым судом (Ам.5:16–20). Воздвигнутый Богом народ будет теснить Израиля «от входа в Емаф до потока в пустыне» (Ам.6:14) и переселит их за Дамаск (Ам.5:27); но наступят дни, когда Господь возвратит из плена Свой народ, Израиля (Ам.9:13–15). Подобное говорил и пророк Осия, начавший свое служение при Иеровоаме.
Ф. Я. Покровский
* * *
О «культе тельцеслужения» после. будет сказано особо.