Кассиодор
Кассиодор Магн Аврелий, по прозванию Сенатор, литературно-общественный деятель западной церкви, родился около 477 года и происходил из древней и известной фамилии, которая выдвинула из своей среды целый ряд государственных деятелей. Сам Кассиодор постепенно достиг консульского положения в Риме при готском короле Теодорихе и был в большом почете у преемников Теодориха до времен Витигеса. Около 540 г. он оставил государственную службу и, удалившись от мира, начал отшельническую жизнь в положении настоятеля основанного им итальянского монастыря, т. наз. Виварийского. Этот монашеский период его жизни и был по преимуществу учено-просветительного характера. Кассиодор всю свою деятельность посвятил на составление библиотеки, на переводы на латинский язык сочинений греческих авторов, на списывание различиях философских и богословских книг. В данном случае деятельными помощниками были для него монахи. Кассиодор известен и как автор целого ряда литературных произведений, из которых одни светского, а другие (большинство) богословского содержания. Первые были написаны главным образом в домонашеский период его жизни. Таковы: 1) «Собрание различных писем и формуляров» в 12 книгах; это сборник различных административных актов, изданных от имени Теодориха, Аталариха, Теодогада и Витигеса и самим Кассиодором в бытность государственным деятелем. 2) «Хроника» – краткие отрывочные летописные сказания о событиях от создания мира до 519 года, составленные на основании Евсевия, Иеронима, Проспера, Тита Ливия и др. историков. 3) «История готов» (De origine actibusqne Getarum) в 12 кн., – известная теперь только в извлечениях, обнародованных в 551 г. Иорданом. 4) «О душе» – богословско-философский труд, посвященный выяснению понятия о душе и написанный под влиянием Августина и Клавдия Мамерта. Кроме того написал два произведения логическо-филологического характера: «О речи» и «О правописании».
В период монашества Кассиодор написал целый ряд трудов, по преимуществу богословского содержания. Из них некоторые посвящены толкованию Свящ. Писания: «Complexiones in Psalmos» – систематические обозрение псалмов, написанное под влиянием подобного же произведения Августина (Enarrationes in Psalmos), и «Complexiones in epistolas et acta apostolorum et Apocalypsin» – систематическое обозрение посланий, Деяний апостольских и Апокалипсиса. В области церковной истории Кассиодор оставил след своим трудом «Historia ecclesiastica tripartita». Этот труд (в 12 кн.) от начала до конца компилятивный и составлен на основании Сократа, Созомена и Феодорита, этих трех церковных историков, составляющих таким образом тройной источник для труда Кассиодора (откуда и название – «tripartita»); он является дополнением истории Руфина и, несмотря на свои крупные недостатки (компилятивность, хронологические и фактические неточности, отсутствие критицизма, плана, объединяющей идеи и неправильность передачи греч. подлинников), долгое время в средние века был школьным руководством, по которому учился еще Лютер. Самый важный богословский труд Кассиодора, несомненно, его «Institutions divinarum et saecnlarium lectionum», – труд, представляющий нечто вроде энциклопедии по важнейшим светским и богословским наукам. Он разделяется на две части. Первая, в составе 33 глав, имеет своим содержанием методологическое обозрение материала по Свящ. Писанию (вопрос о необходимости и пользе его чтения, характеристика отдельных свящ. книг в экзегетическом и исагогическом отношениях), по святоотеческой письменности (сочинения Илария, Киприана, Амвросия, Иеронима и Августина, как пособия при изъяснении Свящ. Писания) и по церковной истории (преимущественный обзор деятельности 1–4 Всел. Соборов). Вторая часть посвящена методологическому обзору светских наук – семи свободных искусств (грамматики, риторики, диалектики, арифметики, музыки, геометрии, астрономии). Сочинения: «Объяснения на Песнь Песней» и «О христианской дружбе» приписываются Кассиодору неправильно.
Таким образом, Кассиодор был философ, богослов и церковный историк; но все его значение в этих областях сводится к одной только популяризации этих знаний. Ничего оригинального и самобытного Кассиодор не принес в сокровищницу человеческой мысли и знания.
Скончался Кассиодор около 563 г. почти 90-летним стариком.
Л. Писарев.