Источник

Кассино

Кассино, или Монте-Кассино, – главный монастырь ордена Бенедиктннцев в нижней Италии. На вершине горы, находившейся в Лациуме и носившей название Casinus, существовала некогда крепость, называвшаяся Casinum или Cassinum, и принадлежавшая городу, расположенному у подошвы той же горы и населенному Вольсками; но во время самнитской войны римляне обратили этот город в латинскую колонию. Когда Бенедикт нурсийский (см. «Энц.» II) с несколькими своими товарищами пришел сюда в 529 году, то он здесь нашел еще храм Аполлона. Римский патриций Тертулл, который поручил Бенедикту воспитание своего сына, подарил ему, вместе с другими землями, также и Монте-Кассино. Это, кажется, и было ближайшей причиной того, что Бенедикт именно эту местность избрал для того, чтобы основать и устроить новый монастырь. На горе при храме Аполлона находился алтарь Венеры, а также священная роща, – и окрестное население во множестве сходилось еще на языческое богослужение. Бенедикт разрушил храм, рощу сжег, а на месте языческого храма соорудил маленькую церковь в честь св. Иоанна Крестителя; для учеников же своих он построил жилище, башню, обеспечивавшую обитателям, по крайней мере, некоторую безопасность от набегов варваров. С помощью своих учеников Бенедикт постепенно обратил окружающих язычников ко Христу, а для своих монахов, которые ежедневно возрастали в числе, написал знаменитое орденское правило.

Подобно тому, как еще в древности расположенный у горы город Казинатов, вместе со своими окрестностями, служил ареною нескольких военных событий, так и на развалинах этого города построенное и в пограничной области, между средней и нижней Италией расположенное аббатство в течение всего средневековья подвергалось нередким вражеским нападениям и разрушениям.

При жизни Бенедикта ( – он скончался в 543 г. – ) монастырь, несмотря на продолжавшиеся остготские войны, мог существовать и развиваться спокойно, ибо остготский король Тотила, хотя и арианин, проявлял к Бенедикту и его монастырю большое уважение. При первых трех последовательно сменявшихся преемниках Бенедикта, при аббатах Константине, Симплицие и Виталисе, – монастырь также пользовался сравнительным спокойствием, несмотря па продолжавшиеся вторжения варварских орд: кости Бенедикта и его сестры Схоластики, положенные на месте древнего алтаря Аполлона и уже в те время почитаемые за чудотворные, представляли на первых порах достаточную защиту для его обители. При четвертому аббате Боните лангобарды, под предводительством беневентского герцога Зоты, в первый раз разрушили монастырь. Монахи все спаслись бегством, захватив с собою только (мнимо) оригинальную рукопись их орденского правила и несколько других рукописей. Папа Пелагий II принял прибывших к нему в Рим монахов очень дружественно и назначил им для жительства монастырь св. Иоанна Евангелиста, близ Латерана. Здесь монахи прожили целых 130 лет, а потом снова вернулись в Кассино, в развалинах которого за этот долгий период времени жили по временам только отдельные анахореты. Древний монастырь возник из своих развалин при папе Григории II, благодаря благочестивому и богатому Петронаксу из Брешии. Аббат Петронакс, вместе со своими монахами, из Рима вернулся в Кассино и, благодаря богатым дарам герцога Гизульфа беневентского, он не только построил монастырь на горе, но построил также и монастырь Спасителя у подошвы горы, где позже возник город С.-Жермен, на месте древнего Кассино.

Папа Захарий освятил в 748 г. новый монастырь, утвердил пожалованные ему привилегии, вернул автограф правила Бенедикта и даже изъял обитель из всякой епископской юрисдикции. Папа пополнил библиотеку монастыря несколькими рукописями Библии, из коих особенно замечателен один прекрасный кодекс Евангелия с миниатюрами. Восстановленный монастырь, особенно благодаря успешно культивировавшимся в нем научным интересам, скоро приобрел себе такую славу, что, напр., апостол Германии Бонифаций еще в 747 г. посылал туда аббата Стурмия фульдского, чтобы он мог непосредственно, по первоисточнику, изучить правила, обычаи и жизнь бенедиктинцев. Карл Мартелл, сын Карломана, и лангобардский король Рахис поступили в монастырь, – первый в 747 г., а второй в 749 г., после того, как они отказались от власти, – чтобы здесь, приняв монашество, последние дни своей жизни посвятить безраздельно Богу. Еще раньше, в продолжение 10-и лет (728–738 г.) жил в этом монастыре Виллибальд, впоследствии первый епископ эйхштедтский (с 741 г.). Карл великий; двоюродный брат которого в 772 г. поступил в бенедиктинский монастырь, почтил этот последний своим посещением, взял из монастыря к своему двору знаменитого; историка Павла Варнефрида, известного под именем Павла Диакона – автора «Истории Лангобардов» и «Изъяснения правила св. Бенедикта»; утвердил за монастырем все его владения и наделил его чрезвычайными привилегиями. В конце VIII-го и начале IХ-го столетия монастырь пользовался продолжительным, ничем совне не нарушавшимся миром, – и монахи могли беспрепятственно предаваться благоустройству монастырской дисциплины, переписке книг и вообще научным занятиям. Из ученых этого периода может быть упомянут аббат Бертарий (с 856 по 884 г.), написавший изъяснение библейских книг В. и Н. Завета и различные произведения из области грамматики и медицины. Монте-Кассино принадлежит бесспорная заслуга и по разработке медицинской науки в Италии, – еще до основания высшей школы в Солерно.

Новая эпоха опустения монастыря, продолжавшаяся почти 70 лет, началась после ограбления и опустошения монастыря сарацинами в 884 г., причем аббат Бертарий был умерщвлен на церковном алтаре. Погибло также много монахов. Оставшиеся бежали в Теано, захватив с собою только некоторые документы и святыни, – напр., первоначальный манускрипт «правила» (впрочем, спустя 5 лет погибший в пламени). После 30-летнего пребывания в Теано под защитой тамошнего графа, монахи перенесли свою резиденцию в Капую, побуждаемые к этому. своим аббатом Иоанном I, родственником падуанского государя и строителем церкви св. Бенедикта (915 г.). Аббат Алигерн (949–985 гг.), неаполитанец, предпринял попытку снова восстановить пришедшую в упадок дисциплину. Он переселился с монахами в Монте-Кассино, возвратил в монастырь часть похищенных имуществ, выстроил новые здания и заботился о возобновлении в монастыре занятий науками и искусствами. При его преемниках Мансо (985–996 г.) и Теобальде (1022–1035 г.) дисциплина снова упала и была восстановлена путешествовавшим по стране Одило клюнийским. После этого монастырем управляли: Рихер (1038–55), доверенный советник и друг папы Льва IX; лотарингский принц Фридрих (1056–1057 г.), впоследствии сделавшийся папою Стефаном IX, и – особенно замечательный своей плодотворной деятельностью – Дезидерий (1059–1087 г.), который, с именем Виктора III, также и занял папский престол. Тридцатилетнее почти управление этого аббата было для монастыря эпохой его всестороннего и полного процветания. Число монахов возросло до 200, здания были реставрированы, заново была выстроена великолепная базилика с помощью художников из верхней Италии, Амальфи и Константинополя. Монастырь пользовался в эту эпоху выдающимся уважением и почитанием у окрестных жителей. Монте-Кассино – «Синай Запада», как он нередко назывался, «был вместе с тем Меккой для южных лангобардов и норманнов», которые с пением псалмов посещали гробницу св. Бенедикта (Грегоровиус). Под управлением Одеризия I (1087–1105 г.), который продолжил и закончил некоторые постройки, начатые его предшественником, и особенно больницу, – монастырь продолжал оставаться все еще на большой высоте как в церковно-политическом, так и в литературно-научном отношении; равно и при аббате Бруно (Бруноне), который, вместе с тем, был епископом Сеньи (1107–1123 г.). При нем знаменитый историк Леон остийский написал хронику монастыря (Chronicon Casineuse). Далее в течение XII столетия и еще более XIII наступил постепенный упадок внешнего влияния монастыря, вследствие захвата в свои руки власти со стороны феодалов и недоброжелательства императоров. Литературная деятельность в монастыре все же продолжалась, в лице продолжателя хроники Льва остийского Петра Диакона (ум. около 1188 г.), который составил еще ценный каталог писателей (De viris illustribus Casineusibus), впоследствии продолженный Плацидом Романом до конца XVI столетия. В монастыре процветали также некоторые искусства, особенно рисование на стекле.

Император Фридрих II изгнал монахов из монастыря, занял его своими солдатами и многие сокровища обратил в деньги. Попытка реорганизации монастыря, предпринятая умным и ученым аббатом Бернардом из Лиона (1263–1282 г.), автором нового изложения орденского правила, столь же мало способствовала восстановлению все более и более падавшей дисциплины, как и попытка папы Целестина V обратить бенедиктинцев Монте-Кассино в целестинцев (1294 г.), или распоряжение Иоанна XXII о возвышении аббатства в епископию, а монахов – в кафедральное духовенство (булла от 1331 г.). Землетрясение, бывшее в 1349 г., почти совершенно разрушило величественные здания монастыря, так что оставшиеся здесь немногие монахи должны были около десятилетия жить в жалких хижинах на развалинах монастыря.

Ради своих богатых доходов Монте-Кассино с половины XV века на долгое время попал в руки светских начальников-аббатов, которые его беспощадно грабили; дисциплина в нем дошла до крайней степени упадка. Юлий II заставил монастырь принять реформу, начало которой было положено в 1414 г. в монастыре св. Юстины, и этим несколько ослабил омирщение монастыря, который назывался теперь «Конгрегацией Монте-Кассино».

Громадными богатствами владел монастырь еще в продолжение всего XVI столетия: аббатство заведовало 4 епископиями, 2 княжествами, 20 графствами, 350 замками, 440 деревнями и виллами, 336 хуторами, 33 островами, 200 мельницами, 1662 церквами; его доходы простирались до полмиллиона дукатов.

Однако важнее, чем все эти материальные сокровища, были его дошедшие и до нашего времени неоцененные духовные богатства, в виде редкого – количественно и качественно – собрания различных литературных памятников. Это и неудивительно, ибо за все 1300-летнее существование монастыря научные занятия и любовь к искусствам в нем никогда не исчезали.

Уже Мабильон (Mabillon), посетивший монастырь в 1645 г., свидетельствовал, что в нем он нашел архив, самый значительный в Италии и самый ценный во всей Европе; он вмещал в себе до 1000 документов, полученных монастырем от императоров и пап, около 800 рукописей – частью на пергаменте, частью на бумаге из времени до XIV столетия – и бесчисленное количество рукописей от позднейшего времени. Эти литературные сокровища для научной их разработки стали доступны широким кругам только в последние десятилетия. С 1866 г. Монте-Кассино лишился своего собственная значения, как центральный пункт могущественнейшего из всех католических орденов, так как он был провозглашен национальным памятником итальянского королевства и был обращен в учебно-воспитательное учреждение для духовенства; но его значение с этого же времени сделаюсь в высшей степени плодотворным, благодаря постепенному опубликованию его литературных сокровищ и памятников искусства. Так, с 1873 г. начал печататься общий каталог монте-кассинских рукописей (Bibliotheca Casinensis, 5 voll., 1873–1894). С 1899 г. (в память 1100-летия со дня смерти в 799 г. Павла Диакона) ведется краткая «библиотека» для руководства в целях удобного пользования библиотечными книгами и рукописями библиотеки (Bibliotheca Paulina или собственно: Bibliotheca Consultatioais a Paulo Diacono nuncupata). С сокровищами библиотеки знакомит также два периодических издания: Spicilegium Casinens, в котором печатается и текст документов частью классического, частью церковного содержания (до 1896 г. появилось 4 тома) и Miscellanea Cassinense, в котором печатаются некоторые документы, относящиеся к истории, истории литературы и истории искусства Монте-Кассино и вообще бенедиктинского ордена. Чтобы дать возможность составить представление о том, какими способами написаны монте-кассинские кодексы, изданы (1876–1884 г.) печатные цветные снимки, под названием: «Paleografia artistica di Montecassino», а также роскошное издание, содержащее миниатюры тех же рукописей (2 серии, 1888–1896 г.), составляющие, по общему признанию, литературную славу ордена. См. «Новое Время» № 111676 за 13 сентября, иллюстрированное приложение, где на стр. 8–10 статья О. С. «Аббатство Монте-Кассино» (с двумя снимками); «Revue Benedictine» ХХV , 3 (Juillet 1908): D. G. Morin, Pour la topographie ancienne du Mont-Cassin.

С. Зарин.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle