Источник

Кетевань

Кетевань, святая грузинской церкви, мученица. Кетевань была дочь Ашотана Багратиона, супруга царя кахетинского Давида. Время ее жизни совпадает с господством в Грузии персидского влияния, усилившегося при знаменитом шахе Аббасе (1585–1628 г.). Шах этот стал насаждать в Иверии религию, язык и нравы персидского магометанства. Среди членов грузинской царствующей фамилии он нашел приверженцев из корыстных видов. Таким был царевич Константин, брат Давида, супруга Кетевани. Воспитанный при персидском дворе, отрекшийся от Христа, Константин с огромным войском шаха Аббаса вступил в Кахетию, изменнически убил отца своего царя Александра и брата своего Давида, а оставшейся вдове последнего Кетевани предложил вступить с ним в брак. Кетевань отвергла преступный замысел Константина и послала против него войско. Константин, называемый летописцем новым Каином, пал в битве. Шах наружно примирился со смертью преданного ему Константина и утвердил на престоле Теймураза, сына Кетевани, в то время пребывавшего в Персии. Вскоре шах Аббас, преследуя царя карталинского Луарсаба, по наущению бежавшего из Грузии полководца моурава Георгия Саакадзе, потребовал от царя Теймураза выдачи сына в заложники. Царь послал двух сыновей – сначала младшего, потом старшего. Шах потребовал к себе и самого царя. Последний отказался, надеясь на содействие карталинского царя Луарсаба. Но оба – Теймураз и Луарсаб – были оставлены подданными, по проискам шаха, и бежали в Имеретию. Аббас опустошил Кахетию, разорил церкви, избил население. В одной только Гареджийской пустыни в день Воскресения Христова обагрил он церковный помост кровью 6.000 человек. Мать (Кетевань) и детей Теймураза шах отправил в Шираз. Здесь ей «лев Ирана» предложил выбирать между магометанством и лютой казнью, и она выбрала муки и смерть от руки палача (1624 г.). Среди обширной площади, при огромном стечении народа, царица Кетевань была обнажена, и тело ее рвали раскаленными щипцами; но она выносила пытки, и напрасны были увещания отказаться от Христа. Тогда на страшные ожоги и раны ее стали класть горячие уголья – она осталась непоколебимой. Наконец, на ее голову надели докрасна раскаленный чугунный котел, – и она скончалась, увенчанная этим страшным мученическим венцем. Свидетелями жесточайших пыток и терзаний Кетевани были католические монахи августинского ордена. Мощи ее были доставлены итальянскими миссионерами царю Теймуразу и ныне покоятся в Кахетии в Алавердском соборе. Празднество в ее честь положено на 13 сентября. Жизнеописание Кетевани помимо грузинской летописи и сборника «Рай Грузии» – дают цари Теймураз и Арчил, Григорий, иеромонах из князей Вахваховых, католикос Виссарион, католикос Антоний I в своей книге «Мартирология»; иеромонах Косьма написал похвальное слово царице Кетевани, а писатель XIX в. Александр Казбен вывел ее в драме «Царевич Константин».

А. Хаханов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle