Источник

Камчатская епархия

Камчатская епархия (1840–1898 гг.). Вся прибрежная полоса северо-восточной Азии от устья р. Уди до Чукотского носа, заключающая в себе удский край, охотскую область, Камчатку и Гижигинский округ с Чукотскою землей, а также и русские владения на северо-западном берегу Америки, входили до 1840 г. в состав иркутской епархии, а с 1 декабря 1840 г. они составили новоучрежденную епархию камчатскую, или камчатско-алеутскую, во главе с епископом, носившим титул камчатского, курильского и алеутского. Этот титул дан государем, а Св. Синод предполагал именовать епископа северо-американским и камчатским. Епископская кафедра определена была в г. Ново-Архангельске, на о. Ситхе, в месте главного управления российско-американской компании. С открытием компанией аянского залива была перенесена в аянский порт в 1844 г. из Охотска компанейская фактория, а затем в 1849 г. упразднен охотский порт и управление морскими силами перенесено в Петропавловск. Последнее стояло в зависимости от совершавшегося тогда присоединения амурского края. Вместе с тем явилось два проекта о перенесении архиерейской кафедры и духовной семинарии из Ново-Архангельска в Аянск и в Петропавловск. Первый проект возник в 1847 г. по мысли епископа камчатского Иннокентия (Вениаминова), второй – в 1849 г. по мысли генерал-губернатора Н. Н. Муравьева. Преосвященный Иннокентий вместе с проектом перенесения архиерейской кафедры в Аянск проектировал и присоединение к камчатской епархии, ради удобства сообщения, всей якутской области от иркутской епархии. 4 июня 1852 г. Св. Синод согласился на присоединение якутской области к камчатской епархии, а относительно перенесения кафедры и семинарии, в виду неопределенного еще тогда положения центра гражданского управления краем, предположено было остаться de jure при старом, при чем de facto архиерею предоставлено проживать, где и сколько пожелает, в зависимости от нужд и удобств. Эти постановления Синода были Высочайше утверждены 26 июля 1852 г. В виду того, что якутская область содержала в себе православного населения свыше 200.000 душ, а вся остальная часть епархии только немногим более 20.0, преосв. Иннокентий стал ходатайствовать о перенесении архиерейской кафедры в Якутск, где к тому же было и удобное помещение – монастырь. Но Св. Синод, приняв во внимание, что вся камчатская епархия учреждена в целях миссии среди обитателей нашего северо-американского края и островов, отказал в этом ходатайстве, позволив только преосвященному самому проживать по своему усмотрению, где и сколько признает лучшим. Он и проживал то в Якутске, то в Аянске, то в Ново-Архангельске.

В это время камчатская епархия занимала до 20.000.000 кв, верст пространства и имела населения до 250.000 душ, в том числе свыше 225.000 православных и только до 12.000 русских. Остальные принадлежали к разным народам – в Азии: якуты, тунгусы, камчадалы, курильцы, ламуты, юкагиры, чуванцы, чукчи, коряки, олюторцы; в Америке: алеуты, кадьякцы, колоши, кенайцы, чугачи, угаленцы, медновцы, кыльчане, аглегмюты, кускоквимцы, квихпакцы, креолы – от браков русских с туземцами и друг. Главную массу населения составляли якуты – до 180.000, самую малочисленную курильцы – 72 души. Владения наши в Америке представляли особый мир, якутская область имела свой этнографический облик и только Камчатка более или менее подходила к типу русских епархий. Ко всему этому, произошло фактическое присоединение обширного амурского края к России, и здесь, кроме появившихся казачьих переселенческих селений, местные аборигены – косневшие в язычестве орочены, манегры, гольды, манчжуры, гиляки, негидальцы, тунгусы – также требовали о себе миссионерских и пастырских забот. После неоднократных ходатайств преосв. Иннокентия, Св. Синод согласился перенести архиерейскую кафедру камчатской епархии из Америки в Азию, сначала, временно, в Якутск, а потом, когда будет обстроен новый край, навсегда на Амур, и учредить для отдаленных частей епархии два викариатства: якутское и ново-архангельское. Постановление Св. Синода получило Высочайшее утверждение 11 января 1858 г. Семинария из Ново-Архангельска была перенесена в Якутск и соединена там с духовным училищем. 8 декабря 1858 г. возведен был на степень города Благовещенск, лежащий на Амуре и избранный для центрального управления амурским краем, а 21 декабря состоялось и Высочайшее повеление о том, чтобы камчатской архиерейской кафедре быть в Благовещенске. Преосв. Иннокентий прибыл в Благовещенск 24 мая 1860 г. В Благовещенске оказался только одпн священник. Об открытии тотчас же епархиального управления нельзя было и думать. Продолжало действовать якутское духовное правление, а преосвященный сам целые 2 года провел в путешествиях, и только с 1863 г. окончательно обосновался в Благовещенске. Консистория была открыта 25 октября 1863 г. С 10 июня 1870 г. титул епископа был изменен: слово алеутский заменено словом благовещенский. Преемственный порядок архиереев камчатских был следующий: 1) Иннокентий (Вениаминов), знаменитый миссионер, впоследствии митрополит московский; хиротонисан во епископа камчатского 15 декабря 1840 г., в 1850 г. возведен в архиепископа 5 января 1868 г. назначен митрополитом московским, скончался в 1879 г. („Камчатские Еп. Вед.“ 1897 г., №№ 17 и 18). Обстоятельный очерк его жизни и деятельности см. в „Энц.» V, 963–972). 2) Вениамин (Блогонравов), известный ученый и деятель, с 18 марта 1868 г. по 31 марта 1873 г., когда был переведен в Иркутск (о нем см. отдельный очерк и очерк иркутской епархии в „Энц.“ III, 294–297. V, 1031). 3) Павел (Попов), переведенный 31 марта 1873 г. с енисейской кафедры (см. в „Элц.» V, 435); скончался 25 мая 1877 г. 4) Мартиниан (Михаил Муратовский), назначен из епископов селенгинских, викариев иркутской епархии, 17 октября 1877 г. (см. в „Энц.» V, 1031–1032) и 11 мая 1885 г. переведен в Симферополь, где и скончался в 1898 г. 5) Гурий (Сергий Буртасовский), сын диакона г. Казани, высшее образование получил в казанской академии, на 4-м курсе которой (в 1871 г.) принял монашество; потом был учителем иркутской семинарии, смотрителем иркутского духовного училища, начальником иркутской миссии (с 1880 г.), ректором благовещенской семинарии; 22 июля 1885 г. хиротонисан во епископа камчатского, 24 октября 1892 г. переведен в Самару, с 1904 г. святительствует в Симбирске, где и скончался 5 января 1907 г. 6) Макарий (Дарский), назначенный 25 октября 1892 г. из епископов-викариев селенгинских (о нем см. в „Энц.“ V, 1032); скончался 7 сентября 1897 г., простудившись при обозрении епархии. Погребен в кафедральном соборе. (См. „Камч. Е. В.» 1897 г., 18, 20, 23). Он был заботливым архипастырем и его кончина была оплакана епархией. 7) Евсевий (Никольский), назначенный 4 октября 1897 г. из епископов-викариев киренских (см. „Энц.“ V, 1033 и „Камч. Е. В.“ 1898г. 1 и 3 и 1899 г. № 9). По Высочайше утвержденному 4 июня 1898 г. мнению государственного совета согласно определению Св. Синода из камчатской епархии образованы две новые: благовещенская [см. „Энц.“ II, 623–634] и владивостокская [см. „Энц.“ III, 533–542]; преосвященный Евсевий перешел во Владивосток [см. „Энц.“ III, 535–536, где и портрет преосв. Евсевия], а камчатская епархия прекратила свое существование. В епархии в разное время были два викариатства: ново-архангельское и якутское.

Ново-архангельское викариатство учреждено (по определениям Св. Синода 27 ноября и 5 декабря 1857 г., Высочайше утвержденным 11 января 1858 г.) тогда, когда разрешено было архиерейскую кафедру камчатской епархии перенести из Америки в Азию. Викариатство было учреждено специально для российских северо-американских владений, для духовного управления которых первоначально была учреждена и самая камчатская епархия. Первым ново-архангельским епископом, по представлению преосв. Иннокентия, был избран ректор ново-архангельской семинарии архимандрит 1) Петр (Феодор Екатериновский), который и был хиротонисан в Иркутске двумя архиереями 29 марта 1859 г. Он был сын священника саратовской епархии, высшее образование получил в московской академии, в которой и принял монашество. По окончании академического курса в 1844 г., был учителем, инспектором и ректором иркутской семинарии, в 1857 г. переведен в ново-архангельскую; 9 ноября 1866 г. он переименован во епископа якутского, в 1867 г. вышел на покой, но потом был епископом уфимским, томским, снова вышел на покой и скончался членом московской синодальной конторы и управляющим новоспасским монастырем в Москве 27 мая 1889 г. После него был назначен 2) Павел (Попов), переименованный 9 ноября 1866 г. из епископов-викариев якутских (о нем см. в „Энц.“ V, 435). – В 1870 г. викариатство упразднено вследствие образования новых сибирских епархий.

Якутское викариатство учреждено определениями Св. Синода 27 ноября и 4 декабря 1857 г., Высочайше утвержденными 11 января 1858 г., но условно, с того времени, когда камчатский епископ, проживавший в Якутске, получил возможность переселиться на новозанятый Амур. Это осуществилось только в 1859 г. и первый викарий якутский 1) Павел (Попов) был хиротонисан в Иркутске только 6 марта 1860 г. В 1866 г., 9 ноября, он переименован во епископа ново-архангельского (см. выше). После него были: 2) Петр (Екатериновский), переименованный 9 ноября 1866 г. из епископов-викариев ново-архангельских (см. выше); 3 июля 1867 года он был уволен на покой. – 3) Дионисий (Димитрий Васильевич Хитров), 9 февраля 1868 г. хиротонисан во епископа якутского, викария камчатской епархии, а с образованием 12 января 1870 г. самостоятельной якутской епархии назначен епископом якутским и вилюйским. Скончался в 1883 г. в Уфе. О нем см. отдельный очерк в „Энц.“ IV, 1101–1103.

С. Тункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle