Источник

Карл великий

Карл великий родился 2 апреля 742 года, по-видимому, в Аахене. Еще мальчиком он был коронован 28 июля 754 года папою Стефаном II в соборе св. Дионисия Ареопагита (St. Denys) близ Парижа вместе со своим отцом Пипином и младшим братом Карломаном в короли Франконии и получил звание римского патриция. Он, как и его брат, женился еще при жизни отца на франкской девушке Гимильтруде и имел несколько детей от этого брака. По смерти Пипина (24 сент. 768 г.) Карл в. вместе с братом вступил в управление государством. В целях примирения с лангобардами он – вопреки увещанию папы Стефана III – развелся с женою и женился на дочери лангобардского короля Дезидерия Дезидерате, называемой также Ирмингардою. Но, увидев потом, что он сделал политическую ошибку, Карл в. отпустил и вторую жену и, по смерти первой жены, в 771 году женился на швабке Гильдегарде. По смерти Карломана (4 дек. 771 г.) и после того, как вдова его Герберга с обоими сыновьями бежала в Италию к Дезидерию, Карл в. на 30 году жизни сделался королем всей Франконии. С этого времени почти все его правление проходит в непрерывных походах, предпринимаемых большею частию для защиты христианской культуры.

В продолжение своего 46-летнего царствования он совершил 53 похода, 18 против саксов, 1 против аквитанцев. 5 против лангобардов, 7 против арабов в Испании, 1 против тюрингенцев, 4 против аваров, 2 против бретонцев, 1 против баварцев, 4 против живших к северу от Эльбы славян, 5 против сарацин в Италии, 3 против датчан и 2 против греков.

Обеспечение спокойного развития христианской культуры среди объединенных германских народностей и открытие новых широких путей для ее развития, – таковы были результаты всех этих войн. Особенно важное значение имели войны с саксами, продолжавшиеся с 772 до 804 года. Это была борьба не за земли и границы, а за принципы. Саксы были фанатичные поклонники Одина; ежегодно они появлялись на Рейне, жгли церкви и монастыри, избивали духовенство и приносили военнопленных в жертву своим богам. Между тем франки были ревностными христианами и борьба с саксами вызывалась необходимостию защищать христианскую культуру. Далее, между франками получил преобладание монархический принцип; тогда как в болотах саксов господствовало древне-республиканское устройство, и племена объединялись под властию свободно избранного вождя только во время войны. Этим объясняется продолжительность войны: если одно племя было покорено, борьбу при первом удобном случае начинало другое, а отсюда понятна и постепенно возраставшая ожесточенность воины. В конце концов богато одаренные саксы были включены в число христианских культурных народов. В 785 году приняли крещение главные вожди саксов Видукинд и Альбуан; с этого времени саксы стали участвовать во франкских рейхстагах на правах свободного народа и вынуждены были ввести и у себя церковную десятину, принятую уже во всей Франконии. Законы против языческих обычаев были очень строги, и только добровольное покаяние перед священником смягчало наказание (Сарit. de partibus Saxoniae М. G. Legg. I, 48 сл.). В целях взаимного сближения и объединения, в 804 году много саксов было поселено во франкских землях и много франков в саксонских.

Из саксонских миссионеров замечательны: аббат Штурм фульдский, сопровождавший Карла во время большинства походов, Виллегад из Нордгумбрии, действовавший с 772 года во Фрисландии, а с 779 г. на берегах Везера, а при восстании 782 года он вынужден был удалиться и вернулся в 785 году, умер же в сане епископа бременского в 789 г.; Людгер был первым епископом в 804 г. в Мюнстере; Гатумар, учившийся в Вюрцбурге, сакс, в 806 г. в Праге; Вихо около 783 г. в Оснабрюкке, Гериберт в 803 г. в Миндеее; Пацифик (Патто) в 785 г. в Вердене. Вообще, между 780 и 814 годами церковное деление страны саксов было закончено. Благодаря щедрой поддержке Карла в. и его приближенных, везде были выстроены церкви и монастыри. Тогда как борьба с саксами велась за распространение церкви, война с лангобардами была войною за церковную свободу. После того, как Карл в. отослал его дочь, Дезидерий сделался непримиримым врагом Карла. Он стал вынуждать папу Адриана помазать сыновей Карломана в короли Франконии и угрожал церковному государству и самому Риму. Осенью 773 года Карл в. предпринял поход на Италию. Когда осада Павии, где скрылся Дезидерий, затянулась, Карл в. в пасху 774 года отправился в Рим, где был принят с почестями, воздаваемыми экзархам и патрициям. Летом 774 года Павия сдалась, Дезидерий был заключен в монастырь, где и умер, а Карл в. в грамоте от 6 июня 774 года называет себя Rex Francorum et Langobardorum. Позднейшие походы Карла сюда (в 776, 780, 784 гг.) имели целию подавление восстаний и взятие Беневента. Для предупреждения дальнейших восстаний большие герцогства были разделены на мелкие графства и в важнейших городах были оставлены франкские гарнизоны. Походы 778 и 797 годов против арабов в Испании были предприняты для оказания просимой помощи христианам полуострова и для установления границ между христианской Франконией и мусульманской Испанией. Подозревая в измене баварского герцога Фассало, Карл в. в 787 г. напал на Баварию, заключил герцога в монастырь и разделил герцогство на графства. Благодаря этому, Бавария избавилась от опасности сделаться добычею славян. Когда авары напали на Баварию, Карл в. в 791 г. начал войну с этим хищным народом. Война окончилась в 803 году почти полным истреблением аваров. В 799 г. к Карлу в. в Прагу приехал папа Лев III, прося защитить его от враждебной дворянской партии в Риме. Карл в. отпустил папу в сопровождении многих архиепископов, епископов, герцогов и графов в Рим, поручил своим послам расследовать дело, в ноябре 800 года. сам явился в Рим и первого декабря председательствовал в храме св. Петра на судебном заседании по этому делу. Хотя неподсудность папы никакому суду и была признана, однако он был оправдан только после клятвы в своей невиновности. Так. обр. Карл в. выполнил свою обязанность римского патриция и защитил папу. В благодарность за это папа сделал его покровителем не одной папской области, а и всей церкви, восстановив исчезнувшее на западе в 476 г. императорское достоинство. В Рождество 800 года Карл в. присутствовал в церкви св. Петра при богослужении, совершаемом папою. В конце богослужения папа подошел к королю и надел на него корону, при радостных восклицаниях народа, и затем помазал его, как императора, а сына его Пипина, как короля. С этого времени в официальных актах титул Карла писался так: Karolus seremissimus augustus a Deo coronatus, magnus pacificus imperator, Romanum gubernans imperium, qui et per misericordiam Dei rex Francorum et Langobardorum. Принимая новое достоинство, Карл в. тем самым становился покровителем всего западного христианства и в силу этого приобретал некоторое верховенство не только над князьями своей страны, но и вне ее, поскольку оно нужно было для успехов христианства. Карл в. придавал такое значение новому титулу, что в 802 году потребовал вторичной присяги от всех свободных лиц в государстве. Одни источники (Алкуин, Ер. 206 еd. Jaffé 699, и Иоанн Диакон у Мurat. К. ital. SS. I, 2, 312) говорят, что Карл вел предварительные переговоры с папою о новом титуле, другие (Эйнгардт, Vita Саrol. с. 28) утверждают, что коронация явилась неожиданностью для Карла. Можно думать, что переговоры действительно велись, но тайно, чтобы не возбудить преждевременно неудовольствия в Византии. Византийское влияние, уже давно сведенное фактически почти к нулю, теперь было уничтожено и юридически, и византийский двор только в 812 году признал за Карлом в. титул Imperator et Basileus. В 805 году Карл в. завоевал Венецию, находившуюся в номинальной зависимости от Византии. В том же году он покорил некоторые славянские племена. Походом на датчан в 809 г. достигнута была безопасность северной границы. Владения Карла в. простирались теперь от Вислы до Атлантического океана и от Адриатики до Северного моря; в его землях говорили на немецком, французском, итальянском, монгольском, славянском, греческом, арабском и басском языках, а его влияние шло еще дальше. Его главенство признавал Эгберт Вессевс, объединивший семь англосаксонских государств и основавший английское королевство. Короли шотландских островов называли себя его подданными. Ему подчинились испанские эмиры Цейд и Абдалла и готский король в Астурии и Галиции – Альфонс. Ему подчинились Балеарские острова, желая найти защиту от мавританских разбойников. Халиф Гарун-аль-Рашид и патриарх иерусалимский Георгий поручили его покровительству святые места Палестины. Единство империи поддерживалось личностию императора, которому присягали все и от которого зависели графы отдельных округов. Средством объединения государства служили кроме того рейхстаги, которых при Карле в. было не менее 65. На них присутствовали духовные и светские князья и много частных свободных людей. Здесь вырабатывались обязательные для всего государства законы (Capitularia см. „Капитулярии» выше), которые и объявлялись особыми вестниками во всем государстве. Наряду с „капитуляриями» существовало в различных странах местное право; по приказанию Карла в. были записаны Lex Saxonum, Angliorum et Werinorum (в Тюрингии), Frisioiuim и пересмотрены прежде записанные Lex Salica, Ripnariorum, Bayoariorum, Alamannorum. Для контроля над местными властями каждый округ (Missotium), – пo крайней мере, раз в год – объезжали особые уполномоченные графы (Missi dominici): один духовный, другой светский. В целях возвышения уровня нравственности в духовенстве Карл в. постановил, чтобы клирики были монахами или канониками по правилам Хродеганга (Cap. 789 г. п. 71, М. 6. Legg. I, 65). Для обеспечения церкви существовала строго взыскиваемая десятина (Cap. Langob. 803 n. 19, 1. с. 111). Епископы должны были объезжать свои епархии и монастыри и давать отчет духовному послу. Духовенство пользовалось Privilegium fori (Cap. 803 г. n. 12, М. G. Legg. I, 110), и светские судьи могли вызывать их только с согласия епископа. Карл в. стремился улучшить церковное пение, он вызвал певцов из Рима и устроил певческие школы в Суассоне, Меце и Сен-Галлене. Насколько всестороння была его деятельность, показывают два предписания Карла в. (М. 6. Legg. I, 181, 176) ввести в его имениях образцовое хозяйство, чтобы они были рассадниками рациональной сельскохозяйственной культуры. Некоторые капитулярии (М. G. Legg. I, 183) касаются широко развившейся при нем торговли.

Много заботился Карл о развитии образования. Мнение, будто он не умел писать, основано на ошибочном понимании замечания Эйнгардта (Vita с. 25), которое в действительности говорит лишь о том, что Карл не обладал любимым в то время искусством разрисовывать инициалы. Он хорошо говорил по-латыни, понимал по-гречески и даже немного по-еврейски. Но более всего он любил родной немецкий язык, приказывал собирать древние сказания и песни, записи которых, к сожалению, потеряны, разрабатывал немецкую грамматику, установил немецкие названия для месяцев и т. п. Уже в первое путешествие в Италию (780–781 г.) он познакомился с Алкуином (см. „Энц.“ I, 540–542), пригласил его к своему двору вместе с Павлом Диаконом, грамматиком Петром пизанским и, вероятно, поэтом Теодульфом, готом по происхождению, впоследствии архиепископом орлеанcким. К этому ученому кружку, главою которого был Алкуин, впоследствии принадлежали Лейдрад из Нотики, впоследствии архиепископ лионский, Смарагд (аббат монастыря св. Михаила – Sr. Мiсhiel), Павлин, впоследствии архиепископ аквилейский, Ангильберт, аббат St. Requиer, Адальгард, аббат корвейский, Эйнгардт, биограф Карла, и архитектор Рикульф, впоследствии архиепископ майнцский, Ринбот, аббат Lorsch'а, впоследствии архиепископ трирский. В кружке участвовали сыновья и дочери Карла в. и сестра его Гизела. Из придворной школы и из монастырской школы в Туре, руководимой Алкуином, вышло много дельных и образованных государственных мужей и князей церкви, кафедры которых в свою очередь сделались рассадниками просвещения, так что к концу царствования Карла в. все государство покрылось сетью школ. Карл в. поручил Павлу Диакону составить сборник образцовых поучений на все годовые праздники (М. G. Legg. I, 45). Подобный же сборник был составлен Алкуином (Vita Аlс., еd. Jaffe 17, 28). Заботы Карла в. коснулись даже неповрежденности библейского текста (М. G. Legg. I, 65 и 131). Темную сторону в жизни Карла в. представляют его семейные отношения. Кроме трех упомянутых жен он имел еще шесть жен, из которых некоторые носят в источниках название соncubinae. Конкубинат по древнеримскому праву был явлением вполне законным; допускала его и церковная практика. По-видимому, Карл в. не дозволял себе двоеженства и брал другую жену только после смерти предшествующей. Выбор жен мотивировался отчасти политическими соображениями: Карл в. выбирал их из племен, с которыми перед этим велась война, – из лангобардов, алеманнов, восточных франков и саксов; брачные союзы, таким образом, служили к упрочению мира. Еще в 806 г. Карл в. завещевал государство своим трем сыновьям, рожденным от законного брака, Карлу, Пипину и Людовику, при чем государство должно было оставаться нераздельным (Сар. de divis. imperii, М. G. Legg. I, 140; Эйнгардт, Annal. ad ann. 806, М. 0. 88. I, 193). Но в 810 году умер Карл, а в следующем Пипин. В 811 же году Карл составил завещание относительно своего имущества (Эйнгардт, Vita 33) и на рейхстаге в Аахене в сентябре 813 года потребовал, чтобы собравшиеся здесь князья присягнули Людовику, как королю всего государства, а в следующем году состоялось его коронование. 22 января 814 года Карл заболел сильною лихорадкой и 28 января умер. Тело его в полном императорском облачении было положено в сидячем положении на вызолоченный трон с Евангелием на коленах и погребено в выстроенной им церкви в Аахене. Под императорским одеянием была одета покаянная одежда, которую он обыкновенно носил. 29 декабря 1165 г. по распоряжению Фридриха Варбароссы тело его было положено в мраморный саркофаг, при чем была прочитана булла антипапы Паcхалиcа о канонизации Карла в., и днем памяти его было назначено 28 января, под каким числом он и упоминается во многих мартирологах (Воll. А. 88. lan. II, 874). Этою канонизацией Фридрих Барбаросса, отлученный от церкви, хотел внушить народу, что он идет по тому же пути, по которому шел сам Карл великий, но канонизация эта не была признана всею церковию, и лишь в Аахене Карл чтится, как beatus. Уже вскоре после смерти личность Карла в., как и других великих людей, сделалась предметом поэтических народных сказаний, которые, по желанию Карла Толстого, были с трогательною наивностию записаны сангалленским монахом (М. С. 88. II, 726–763; Jaffé, Моn. Саrol. 631–700). Сказания о нем разбросаны и в других исторических памятниках (см. Wattenbach, Deutschl. Geschichtsquellen изд. 5, И, 178 примеч. 1). Появившаяся в XI веке Historia de vita Carolu Magni, ошибочно приписанная архиепископу реймсскому Туршину, носила уже вполне баснословный характер и служила одним из первых источников романтической героической поэзии (Роtthast, Bibl. hist. 554).

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle