Карловецкая митрополия
Карловецкая митрополия. Православные сербы, жившие в пределах австрийской империи до 1690 года, подчинялись церковной юрисдикции Печской патриархии. О церковной жизни православных сербов в пределах австрийской империи до 1690 года сохранилось мало сведений. Известно, что православным сербам приходилось вести крайне тяжелую борьбу за свою веру. В 1690 году сербы, переселившиеся из Турции в Австрию при императоре Леопольде I, в числе 37 тысяч семейств, под предводительством печского патриарха Арсения III Черноевича, находились в зависимости от печской патриархии, но в 1710 году получили от печского патриарха Каллиника церковную автокефальность. Не смотря на это, австрийские сербы сохраняли духовную зависимость от печской патриархии до 1766 года, когда последняя, сана лишившись самостоятельности, должна была подчиниться цареградской патриархии.
Церковным центром переселившихся сербов был монастырь Крушедол, но в 1716 г. турки сожгли этот монастырь и тогдашний митрополит Викентий Попович перенес митрополичью кафедру в Карловцы, где она находится и до сих пор, получив отсюда название „Карловецкой» митрополии. Переселившиеся сербы, в которых австрийское правительство крайне нуждалось для защиты своих границ от нападений турок, получили от императора Леопольда I грамоту, в которой сербам давалось: 1) право выбора архиепископа, признающегося главою сербов как в делах духовных, так и в светских; 2) сербское население получает самостоятельное управление; 3) сербским переселенцам обещано возвратить их на прежние места жительства, как только Австрии удастся освободить оные от турок; 4) по смерти серба-мирянина, не оставившего после себя наследников, имущество его должно поступать в собственность архиепископа и местной приходской церкви, а в случае смерти архиепископа и епископов их имущества поступают в собственность архиепископии; 5) архиепископ разрешает постройки сербских православных церквей и назначает духовенство по всем подведомственным ему епархиям; 6) сербское православное духовенство не подлежит юрисдикции никакой светской власти, за исключением императора; 7) сербское православ. духовенство освобождается от всяких податей; 8) недвижимые имущества церкви признаны навсегда собственностию православных церквей, монастырей, или епархиальных архиереев; 9) предоставляется полная свобода отправлять богослужение по обрядам и правилам греко-восточной церкви. Эти привилегии были потом многократно подтверждаемы австрийскими императорами в последующие времена. Так как Австрии не удалось освободить от турок прежние места жительства сербов, то последним пришлось оставаться в новом отечестве. Но вместе с тем сербам пришлось убедиться и в том, что данные им привилегии мало признаются австрийскими властями и римско-католическим духовенством, вследствие чего вся жизнь православных сербов в Австро-Венгрии была и остается до настоящего дня постоянною борьбой за веру православную и народные права. Иного, впрочем, трудно было и ожидать, потому что австрийские императоры вели войну против турок часто на деньги римских пап, обязываясь за это распространять между завоеванными римско-католическую веру. По словам известного государственного деятеля Вертенштейна, на протяжении всей истории христианской церкви не было таких религиозных преследований, какие практиковались в XVIII веке в Австрии против православных сербов. Униатская и иезуитская пропаганда велась не только по религиозным, но и по политическим причинам, потому что австрийское правительство всегда боялось влияния православной России на своих православных подданных. Желая защитить свою православную веру от римской пропаганды, народ сербский требовал даже от своих митрополитов присяги в том, что они будут хранить православную веру. Не смотря на противодействия и стойкость народа и его иерархии, римская пропаганда в Хорватии во второй половине XVIII века насильственно отняла от православной церкви монастырь Марчу и округ Жумберак. Нельзя, впрочем, отрицать того, что иногда исполнялись сербские привилегии, но это было только тогда, когда Австрия нуждалась в военной помощи сербов, в 1740 году составлявших почти половину австрийской армии (45.615 чел.). Многое сербам удавалось отстоят и через подкуп правящих сфер.
Вследствие тяжелых условий, как политических, так особенно религиозных, сто тысяч австрийских сербов переселилось в 1751 году в южную Россию, названную „Новая Сербия“, после того как русская императрица Елизавета Петровна утвердила условия, предложенные Хорватом и назначила сербам „земли плодоносные, обширные и для житья человеческого выгодные“. С воцарением императора Иосифа II (эпоха „просвещения») настали лучшие времена для православных сербов. Император Иосиф II говорил, что „бо́льшия по возможности переселения сербской нации из Турции гораздо желательнее, нежели всякие другие» и что „сербы и другие православные, ради торговли, заслуживают всякого поощрения и защиты от притеснений, ибо они занимаются самыми полезными производствами». Но император-преобразователь умер, не успевши осуществить своих планов, а жизнь государственная пошла своим естественным путем. Император Франц I опять начинает действовать против православной церкви и в 1814 г., в письме к митрополиту карловецкому Стефану Стратимировичу, предлагает – в интересах бо́льшего сближения народов австрийской империи – оставить юлианский календарь и принять грегорианский. Встретив отказ со стороны митрополита, правительство возобновило пропаганду в пользу унии в Тожите горне-карловацкой епархии в Хорватии, но и эта попытка в конце концов осталась без успеха. В 1848 году, во время восстания мадьяр против Австрии, сербы под руководством своего митрополита Иосифа Раячича пришли на помощь Австрии, за что император Франц Иосиф I, по требованию сербов, утвердил сербское „воеводство» и митрополит карловецкий получил титул „патриарха». Когда же миновала опасность и когда мадьяры признали австрийского императора своим королем, тот же Франц Иосиф I в 1860 году упразднил сербское воеводство и оставил только карловецкому митрополиту титул „патриарха“. В шестидесятых годах, под влиянием западно-европейского либерализма, среди австрийских сербов началось брожение, направленное против церкви и ее иерархии. Введением выборного начала было предоставлено народу, еще не подготовленному к либеральным учреждениям, слишком большое влияние на дела церкви и духовенства, вследствие чего подрывался церковный авторитет, а народ стад деморализироваться. Кроме того, началась борьба между народом и иерархией, не прекращающаяся и до сих пор. В то же время начинает распространяться между православными сербами и назаренская секта, отрицающая иерархию. В 1783 г. подчинены карловецкой митрополии епархии: буковинская и эрдельская; а в 1828 году и далматинская „in spiritualibus». В 1864 году епархия арадская и эрдельская стали автокефальною румынскою митрополией с кафедрой в Сибине (Германштадте), а далматинская и буковинская с 1870 года составляют автокефальную митрополию буковинско-далматинскую с кафедрою в Черновцах. Особенно выдающимися митрополитами-патриархами карловецкими были: Арсений III Черноевич (1690–1706 г.), Моисей Петрович (1726–1730 г.), Викентий Иоаннович (1731–1737 г.), Павел Ненадович (1749–1768 г.), Стефан Стратимирович (1790–1836 г.) и Иосиф Раячич (1842–1861 г.). Вследствие тяжелых условий, в которых находилась православная сербская церковь в карловецкой митрополии, богословская наука развивалась слабо. Для богословского образования духовенства существовали богословские училища: в Карловцах, в Вршце, Пакраце и в Плашком. В 1868 г. эти училища, вследствие своей неудовлетворительности, были закрыты, за исключением карловецкого, открытого еще в 1794 г. митрополитом Стефаном Стратимировичем.
Карловецкая митрополия насчитывает двадцать семь монастырей, находящихся преимущественно в Среме на Фрушкой горе. Большинство этих монастырей, получавших в ХVI, XVII, XVIII и даже в XIX веках помощь из России, в настоящее время обладает значительными материальными средствами. Карловецкая митрополия имеет свою церковную автономию, признанную IX статьею венгерского закона 1868 года. Вопросы догматическо-канонического характера решает Синод, состоящий из всех епархиальных архиереев под председательством патриарха. Патриарха выбирает церковно – народный конгресс, которому принадлежит право решения всех дел, касающихся церковной автономии. На церковно-народном конгрессе всегда присутствует королевский комиссар, а также в большинстве случаев и на заседаниях Синода. Карловецкая митрополия состоит из семи епархий: карловецкой (архидиэцезия) с кафедрою в Карловцах; карловацкой (карлштадтской) с кафедрою в Пдашком (Хорватия); пакрацкой с кафедрою в Пакраце (Славония); будимской с кафедрою в Сент-Андре (близ Будапешта); темишварской с кафедрою в Темншваре; вршацкой с кафедрою в Вршце и бачкой с кафедрою в Новом Саде (Neusatz). Карловецкая митрополия в 1900 году насчитывала 1.062.848 чел., живущих в 715 приходах.
Свящ. Д. Якшич