Источник

Иоанн Филопон

Иоанн Филопон (трудолюбивый), известный также под именем Иоанна Грамматика, ученый епископ александрийский. Фотий (Bibl cod. 240) говорит, что сочинение Филопона о сотворении мира было посвящено Сергию, патриарху константиноп. (610 – 639 г.), по просьбе которого написано и другое сочинение Διατητής; поэтому прежде относили время его жизни к VII веку, но Риттер в своей „Истории философии“ (VI, 500) доказал, что Филопон жил в конце V века и в VІ-м. О жизни его известно лишь то, что он был родом александриец и учился у толкователя Аристотеля Аммония и грамматика Романа. В своих сочинениях Филопон обнаруживает громадную эрудицию и искусную диалектику, но стремление философски объяснить, дополнить и исправить догмат часто приводит его к несогласию с православием. По своим философским воззрениям он был последователем Аристотеля, к сочинениям которого составил много хороших комментариев (изданы в Венеции в 1527, 1534–1536, 1551 гг. и в Ферраре в 1583 г.). Свои догматические воззрения Филопон развивает главным образом в двух сочинениях: Διαιτητὴς ἠ῎ περι ἑνώσεως и Περὶ ἀ᾿ναστάσεως. В первом сочинении, сохранившемся лишь в выдержках других писателей (Леонтий виз., De sectis act. 5 у Галланди [см. „Энц“. IV, 92] XII, 641; Иоанн Дамаскин, De haeres. I, р. 101 – 107, еd. Le-Quin; Никифор Каллист XVIII, сар. 47–49, cf. Mansi, Concil. XI, р. 301) и состоявшем из десяти книг, он излагает и обосновывает свои тритеистические и монофизитские воззрения. Исходя из того положения, что природа и ипостась – одно и то же, Филопон выводит отсюда, что если во Христе одна ипостась, то должна быть и одна природа, а в Троице каждой ипостаси приписывает и особую природу. Существуют только индивидуумы, которые – при однородности подводятся под одно понятие, когда общая им природа или сущность отвлекается от них и мыслится отдельно. И три лица Св. Троицы суть отдельные индивидуумы и лишь постольку, поскольку от них отвлекается общая им природа-божество, они могут мыслиться в единстве – подобно тому, как три индивидуума Петр, Павел, Иоанн образуют единство лишь в понятии „человек“. Филопон, таким образом, является предшественником номиналистов. Его взгляд был результатом применения к догмату троичности учения Аристотеля об отношении общего к частному. Однако Леонтий несправедливо считает Филопона основателем тритеизма, для которого он был лишь одним из главных защитников, хотя около него, – как (по словам Бар-Эбрея у Аssem., Bibl. оr. II, 328) и около Иоанна Аскуснага во времена Юстина и Юстиниана, – группировались другие единомышленники (Конон, Евгений, Север; см. Галланди ХІІ, р. 641; Никифор Калл. 1. с., сар. 46).

Сочинение „О воскресении“ известно только по заметкам Фотия (cod. 21 – 23), Никифора (1. с., cap. 47) и Тимофея (De reсерt. раеret. у Соteler. Monum. III, р. 414 сл.). Здесь Филопон доказывает мысль, что тела воскресших будут вновь созданы Богом, будут вечны и нетленны и мир также будет вновь создан. Приверженцы этого учения получили название „филопониан“. В сочинении „О вечности мира против Прокла“, в 18 книгах (единственное изд. Венеция 1535 г.), Филопон стремится доказать истинность христианского учения о происхождении мира чисто рациональным путем без ссылок на Откровение и опровергает учение неоплатоника Прокла о вечности мира, ибо вечны лишь идеи, понимаемые в качестве творческих мыслей Божиих, совпадающих с промыслом, но осуществление их во времени ничего не прибавляет к божественному совершенству. По своей ἐ῎ξις Бог всегда был творцом, и ἐ᾿νέργεια не дает к Нему ничего нового. Мир не может быть вечным, так как в таком случае причина была бы равна действию, если Бог произвел другое вечное, равное Ему, бытие. В сочинении „О творении мира“, в 7 книгах (изд. Соrderius, Viennae 1630, Галланди в Bibl. XII, р. 473 и Рейхарутом в 1897 г.), Филипон дает подробный комментарий к Моисеевой истории творения, примыкающий к „Шестодневу“ Василия. в., но отличающийся необыкновенным богатством естественно-научных, и философских данных. В помещенном у Галланди I. с. „Disputatio de раschate“ доказывается, что „Христос в тринадцатый день месяца, днем раньше законной пасхи, совершил с учениками таинственную вечерю, но не вкушал тогда пасхального агнца“. Принадлежность этого сочинения Филопону доказывается ясной ссылкой на 22 главу ІІ-й книги его сочинения о творении мира. Кроме того, по словам Фотия (codd. 55.75) и Никифора (сар. 46), Филопон вел переписку с Иоанном Схоластиком (скифопольским: см. выше стлб. 1) о троичности и писал в защиту монофизита Севера и против четвертого вселенского собора.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle