Источник

Каиниты

Каиниты, иначе называемые иудаитами и кайянами, были наиболее важной сектой, выделившеюся из гностического офитизма. Появившись около 159 года по р. Хр., они были самыми смелыми из всех гностиков, самыми последовательными противниками всех Моисеевых постановлений и самыми ярыми защитниками независимости от духа всех действий тела. По свидетельству св. Епифания кипрского, каиниты не только отвергали закон и Глаголавшего в законе, но отрицали также воскресение плоти и не иначе принимали в свою общину, как под условием проклятия Иисуса, как «душевного» Мессии. В своей ненависти ко всему иудейскому каиниты всех тех, кто был в немилости у Бога иудейского, считали своими, как людей, обладающих высшим, совершенным ведением. Эти, якобы благородные, жертвы были в их глазах истинным семенем Софии, а потому именно и являлись они противниками гордости и всех злых постановлений димиурга – Ялдабаофа. Каин, Хам, Исав, жители Содома и Гоморры, Корей, Дафан и Авирон и, вообще, все те, на которых Моисей смотрит, как на врагов Божиих, желали водворить, – сообразно мнению каинитов, – лучший порядок вещей на земле, который они во имя Софии и хотели противопоставить порядку Иеговы. Напрасно димиург, – по словам их, – прилагал усилия потребить от земли, уничтожить, этих лиц, ибо сама София вступилась за них и взяла их к себе, так что они скрылись от него, переселившись к высшему эону, которому принадлежит крепчайшая, сила. Применяя эту точку зрения с такой же смелостью и неустрашимой последовательностью ко всей Моисеевой истории, каиниты переносят ее и далее. На Евангелия и творения православных христиан они смотрели, как на зараженные иудейством, ибо эти писания якобы не раскрывают, – по их мнению, – ни истинной истории, ни истинного учения Господа Спасителя. По воззрению тех же каинитов, большинство Апостолов, ослепленные иудейством, были из числа людей простых, обыкновенных, ограниченных. Лишь один Иуда был духовным и знал положение вещей, отношение высшего мира к низшему и намерения Иеговы – Ялдабаофа и Софии: – одним словом, он обладал преизбытком ведения, высшим, небесным гносисом, благодаря которому ему было известно, что только крестной смертью Господа может быть разрушено царство димиурга – Ялдабаофа; для достижения этой именно цели Иуда и предал Христа, совершив, таким образом, «таинство измены». И нам, – говорят каиниты, – не порицать должно за это Иуду, но хвалит и воздавать ему почести, потому что им разрешено все земное и небесное, им устроено для нас крестное спасение и по силе сего основания – откровение Вышнего».

Каиниты не признавали православных книг, считая их исполненными разного рода заблуждений. Эти заблуждения, по понятиям каинитов, устраняются только в одном их истинном евангелии – евангелии Иуды, которым только они владеют, и от части сочинениями: «Об утробе» (ἡ υστέρα), под которым они разумеют Творца всего видимого мира, и «Восхождение Павлово» (’ Αναβατικὸν Παύλου), составленное, по мнению каинитов, после восхищения св. Апостола Павла «до третьего небесе», где он слышал неизреченные глаголы и где видел вещи, о которых нельзя рассказывать людям (2Кор.12:2,4), но, – по отзыву св. Епифания кипрского, оно было наполнено самыми непозволительными речами. Очевидно, что каиниты себе приписывали видение Апостола Павла, или, вернее, они злоупотребляли этим видением, чтобы доказать мнимовысокое происхождение своих сочинений, почему и претендовали на откровение, которое служило бы достаточной опорой и веским оправданием всех их теорий.

О нравственном учении и жизни каинитов, а равным образом и о культе их см. ст. «Офиты».

Н. А. Соколов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle