Источник

Каетан

Каетан (или Кайетан) собственно Иаков де-Вио из Гаеты, родился 20 февраля 1468 г., а имя Фомы принял позднее – в честь своего учителя Фомы Аквината; Каетаном же назван по месту своего рождения. Это была одна из тех замечательных личностей, которые выступили с католической стороны при возникновении реформации. Каетан был не придворный папы или политикан, но убежденный поборник своего дела, человек, искренно преданный папе. Внутреннее влечение привело его, шестнадцатилетнего юношу, к монашеству, и он вступил в орден доминиканцев. Здесь он с увлечением занялся схоластическим богословием и сделался горячим поклонником Фомы Аквината. Достигши больших успехов в диалектике, он сделался позднее выдающимся главой школы фомистов. Красноречие Каетана и его безупречное поведение послужили основанием к назначению его прокуратором своего ордена в Риме, где он не только приобрел доверие сочленов своего ордена, так что в 1508 г. был избран генералом ордена, но и снискал папское благоволение, обеспечившее ему получение кардинальского достоинства. На соборе пизанском (1511 г.) Каетан выступил защитником безусловной верховной власти папы. Он был также послушным орудием в руках папы Юлия II, способствуя осуществлению его мысли в деле созвания Латеранского собора (1512 г.). На аугсбургском рейхстаге, 12 – 14 октября 1518 г., он имел решительные переговоры с Лютером. Кардинал требовал от Лютера отречения от его протеста по поводу несовершенств и недостатков католической церкви, но Лютер не уступил. Каетан остался до конца жизни противником реформации, однако переговоры с Лютером имели большое влияние и на этого убежденного католика. Каетан приобрел особенное значение, как полемист против реформации и защитник католнческого учения. Но он должен был признать превосходство «еретика» в знании Свящ. Писания. Поэтому Каетан посвятил себя потом тщательному изучению именно последнего. Недостаток знания еврейского языка Каетан старался восполнить с помощью переводчика – еврея, а в изучении Нового Завета его авторитетом был Эразм. Он думал устранить недостатки перевода Вульгаты строго дословным переводом. В деле изучения Свящ. Писания он признавал, что толкования свв. отцов не должны закрывать ясного смысла самого Свящ. Писания. В своей критике Каетан разделял свободные воззрения блаж. Иеронима, хотя нигде не отрицает принципа традиции. Он обнаруживает некоторую свободу и в своих критических воззрениях (отвергая, напр., авторство Дионисия Ареопагита) и в своем экзегезисе (напр., «Элогим» в 1-й гл. Бытия – не Троица, змея райского понимал только символически, адский огонь не имеет чувственного характера и проч.), частью и в предметах церковного учения (допускал развод по прелюбодеянию, молитву на родном языке для каждой страны и пр.). Характерны для экзегетического метода Каетана и его решительная оппозиция аллегорическому толкованию и требование соблюдения бо́льшей близости к непосредственному смыслу текста. Такое отступление от строгой традиции вызвало против Каетана полемику уже при его жизни (со стороны, напр., доминиканца Амвросия Катарина), но особенно отрицательное отношение к некоторым его воззрениям проявилось в среде ревнителей католичества после его смерти, которая последовала 10 октября 1534 г. Собрание сочинений К. вышло в первый раз в Лионе в 1639 г., причем наиболее заметно отступающие от строго католической традиции места были изменены или смягчены.

С. Зарин


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle