Иофор
Иофор – священник мадиамский, потомок Мадиама, сына Авраама от Хеттуры (Быт.25:1,4), – тесть Моисея (Исх.3:1, Исх.18:1). По Исх.2:16,18,20–21, тесть Моисея носил имя Рагуила. Отрицательная критика усматривает в данном обстоятельстве указание на принадлежность кн. Исход различным авторам. Но Иофор могло быть собственным именем, а Иофор (йетер преимущество) почетным названием священника Рагуила. Что Иофор одно и то же лицо с Рагуилом, отцом Сепфоры, тестем Моисея (Исх.2:16,18,20–21), это доказывается не его названием «хотен» – тесть (Исх.3:1, Исх.18:1), которое значит «зять» (Суд.19:5) и даже «шурин» – брат жены (Суд.1:16, Суд.4:11, Числ.10:29 по русскому тексту), но другими библейскими местами, дающими понять, что по отношению к Моисею Иофор является старшим родственником. Так, Моисей, намереваясь отправиться в Египет, спрашивает у Иофора согласия на это (Исх.4:18), равным образом, получив известие о его приближении, выходит ему навстречу и поклоняется (Исх.18:6–7). Почетная встреча Иофора соответствует положению его, как отца жены Моисея и, наоборот, является странной, если представлять его братом Сепфоры, – шурином Моисея. Иофор известен не только личными отношениями к Моисею, но и услугой, оказанной им всему народу израильскому. Именно, встретившись с евреями у горы Божией (Хорив) и увидев, какое великое бремя взял на себя Моисей, один разбирая дела целого народа, он посоветовал ему избрать себе помощников из людей богобоязненных, чтобы они разбирали всякое дело, а Моисею доносили только о трудных и важных делах (Исх.18:14–23). Предложение Иофора было исполнено (Исх.18:24–26; ср. Втор.1:9–18) и впоследствии было оценено евреями: в чувстве благодарности к Иофору они пощадили его родственников Кенеев (1Цар.15:6).
Свящ. А. Петровский