Источник

Иосиф (Санин), препод. волоцкий

Иосиф (Санин), препод. волоцкий, родился в 1439 или 1440 г., скончался 9 сентября 1515 г.; причислен к лику святых 20 декабря 1578 г. Он был внук литовского выходца и сын вотчинника села Язвище. Будучи на осьмом году жизни отдан для обучения грамоте в Воздвиженский монастырь, он рано почувствовал стремление к монашеской жизни и 20 лет постригся в обители Пафнутия боровского. Для Иосифа не могло не иметь важного воспитательного значения 18-летнее пребывание в этом монастыре, который славился своим благоустройством и имел игуменом препод. Пафнутия, отличавшегося особенной привязанностью к московским князьям. По смерти Пафнутия в 1477 г., настоятельство в боровском монастыре, по желанию великого князя Иоанна III и по избранию братии, было предложено Иосифу. Возбудив недовольство братии своей строгостью и отказавшись по этой причине от игуменства, он около года путешествовал по русским обителям с целью найти образ жизни, который бы соответствовал выработанному им идеалу. Неудовлетворенный, он в 1479 г. основал недалеко от города Волоколамска монастырь, который скоро приобрел громкую известность и стал привлекать к себе многочисленные пожертвования. Заботясь о возможном церковном благолепии и внешнем украшении монастыря, Иосиф постарался ввести в нем и строгий внутренний порядок, причем сам составил общежительный монастырский устав, состоящий из предисловия и 14 глав и озаглавленный так: «Духовная грамота многогрешного и недостойного и худого игумена Иосифа о монастырском и иноческом устроении подлинно же и пространно, и по свидетельству божественных писаний» (к этому заглавию в Четьих-Минеях Макария еще прибавлено: «духовному настоятелю, иже по мне сущему, и всем, иже о Христе братиям моим от первого даже до последнего в обители Пречистой Богородицы честного и славного ее Успения, в ней же жительствую»). По этому уставу, основной добродетелью монаха должно быть безусловное послушание настоятелю, который имел над ним неограниченную власть; жизнь инока была регламентирована до самых мельчайших подробностей, вплоть до указания особого места в церкви для каждого монаха и до обозначения дверей, в которые он должен был входить и выходить. Монахи делились на три класса, отличавшиеся между собою по роду занятий, одежде и пище. Сторона внутреннего духовного усовершенствования инока была развита довольно слабо в Иосифовском уставе, который тем не менее в общем восстановлял древнее общежитие, основанное Феодосием Печерским. Сам Иосиф строго исполнял свой устав и три раза в день обязательно совершал церковные службы (в качестве священника или клирошанина). Взгляды преподобного на монастырскую жизнь нашли выражение и в других его сочинениях, куда относятся: «Послание к великому князю Василию Иоанновичу»; «Духовная грамота, поручавшая Иосифов монастырь сейчас помянутому князю; «Послание к четырем духовным лицам о расстригшемся чернеце»; «Наставление, о еже не исходи мнихом без благословения из обители»; «Послание старцам о недержании хмельных напитков в монастыре» и четыре послания об епитимиях.

Влияние Пафнутия сказалось не только в стремлении Иосифа благоустроить монастырскую жизнь, но и в его воззрениях на великокняжескую власть; Иосиф считается первым по времени теоретиком неограниченного самодержавия на Руси, хотя практика существовала и раньше. Он неоднократно называл государя в своих сочинениях главой государства и церкви, наместником Божиим на земле, который «естеством подобен всем человекам, властно же Богу» и который обязан всеми мерами охранять православие. Свои взгляды Иосиф постарался практически осуществить по отношению к ереси жидовствующих, которая появилась около 1471 г. в Новгороде, а в Москве нашла себе приверженцев среди лиц, занимавших высокие места на разных поприщах. Вместе с новгородским архиеп. Геннадием, на защиту православия выступил препод. Иосиф волоцкий с требованием «градской казни» для еретиков. Долго не соглашался на эту меру великий князь Иоанн III., несмотря на письменные и устные увещания Иосифа, которого он почитал; один раз Иоанн даже запретил тому говорить по этому вопросу в его, государевом, присутствии. Наконец, Иоанн III должен был уступить: он лично просил прощения у Иосифа; а собор 1504 г., с согласия вел. князя, присудил еретиков к сожжению на костре, к урезыванию языков и другим телесным наказаниям. Таких результатов Иосиф достиг, конечно, не без труда. В борьбе против ереси жидовствующих им были написаны следующие сочинения'Просветитель», состоящий из шестнадцати «слов»; «Сказание о новопоявившейся ереси новгородских еретиков» (единственный памятник, содержащий историю появления ереси жидовствующих); послания к Нифонту, епископу суздальскому и тарусскому, от 1493 г., к брату Вассиану Санину, архиеп. ростовскому, к иноку иконописцу, к архимандриту Митрофану, духовнику вел. князя Иоанна III; два послания вел. князю Василию о еретиках; послания к великому князю Иоанну Васильевичу на еретика Клеопова, к старцам о повиновении соборному определению, к боярину Василию Андреевичу Челяднику и, наконец, не дошедшее до нас сочинение, состоявшее из девяти «слов».

Но против Иосифа по вопросу о наказаниях еретиков и по другим церковным вопросам выступила довольно сильная партия «заволжских старцев», учеников преп. Нила Сорского. В своем известном послании старцы становились даже на личную почву: они указывали на различие между ним, Иосифом, и Моисеем, Илией, Апостолами и св. Львом катанским, примерами которых он хотел пользоваться в подтверждение своей мысли. Взгляд Иосифа на еретиков отличался, действительно, крайней суровостью: даже раскаявшихся еретиков, по его мнению, нужно садить в темницу для совершенного их покаяния и исправления.

Другой спорный вопрос – вопрос о монастырском вотчинно-владении – был поднят на московском соборе 1503 г. преп. Нилом Сорским, который считал необходимым, в видах возвышения нравственного состояния монашества, отобрать у монастырей земли и крестьян. Канонические; и исторические доводы Иосифа, державшегося противоположного взгляда, не отличались особою доказательностью. Он выставил еще практическое соображение, которое казалось сильным в глазах его современников: «Аще у монастырей сел не будет, как честному и благородному старцу постричися»; а при отсутствии «честных и благородных» старцев некого будет ставить на епископские кафедры; таким образом, «вере будет поколебание». По мысли Иосифа, одна из главных монастырских задач состояла в подготовке людей для занятия высших церковных должностей. Монастырь самого Иосифа, действительно, сделался как бы рассадником иерархов тогдашней Руси [см. ниже столб. 435–436]; из его монастыря выходили люди с определенными убеждениями, проникнутые духом своего учителя, и потому назывались они «Иосифлянами».

Третьим кардинальным пунктом разногласия Иосифлян с Заволжанами был вопрос о вдовствующих священнослужителях. На соборе 1503 г. мнение Иосифа, как и в других случаях, восторжествовало: все вдовые священники и диаконы, остающиеся в миру, лишались права священнослужения. В защиту такого соборного решения Иосифом было написано небольшое сочинение.

Поводом к написанию нескольких посланий послужил еще особый эпизод в; жизни преп. Иосифа волоцкого. Последний, будучи недоволен местным владельцем, без благословения своего владыки новгородского архиеп. Серапиона, перешел в другую епархию, прежде чем получил разрешение от вел. князя и митрополита. Серапион своей неблагословенной грамотой лишил Иосифа священства и отлучил его от причащения св. таин. Но иначе взглянули на дело московские власти, к которым обратился Иосиф с просьбой о защите. Серапион, по соборному определению, был лишен архиерейства и даже монашества, и подвергся монастырскому заключению. По поводу своего столкновения с Серапионом Иосиф написал следующие послания: «Послание к митрополиту Симону»; «Послание к Ивану Ивановичу Третьякову-Ховрину»; «Послание Борису Васильевичу Кутузову» и «Послание к великому князю Василию Иоанновичу, како миритися со архиепископом Серапионом». Преп. Иосиф был один из самых плодовитых и выдающихся духовных писателей своего времени. По характеру своих сочинений он принадлежит к школе древне-русских книжников, начетчиков, и не может быть назван богословом в строгом смысле. Вся вообще письменность с религиозным содержанием у него подходит под понятие «божественного писания», которое он признает мерилом истинности всякой религиозной мысли. В своих сочинениях Иосиф делает ссылки на Свящ. Писание, на сочинения апокрифического характера и даже на сочинения, несомненно подложные, не указывая разной ценности приводимых им свидетельств. Учение апостольское, соборные постановления и правила св. отцов, единичное мнение какого-л. отца церкви и даже гражданские законы византийских императоров часто подводятся у него под одну категорию. Иосифу принадлежит несколько довольно оригинальных воззрений, к числу которых относится его догматическое учение «о прехищрении и коварстве Божием», выразившихся в пришествии на землю Сына Божия. Все мировоззрение Иосифа волоцкого проникнуто характером строгого консерватизма; всякая новая мысль, всякая новая мера кажутся ему опасными для чистоты веры и нравственности. Один исследователь утверждает, что учение Иосифа сделалось достоянием тех книжников, которые впоследствии воспротивились новшествам Никона.

Необходимо еще указать на благотворительную деятельность Иосифа. Во время голода житницы Волоколамского монастыря были открыты Иосифом для голодающих; в самой обители ежедневно питалось до 500 человек. Так как голодающие оставляли своих детей при монастыре, то игумен собрал их в особый дом и воспитывал до зрелого возраста. Благотворительная деятельность и святая жизнь Иосифа привлекли к нему всеобщее уважение; с благоговением относился к нему и великий князь Василий Иоаннович, которому преподобный, умирая, отдал свой монастырь под особое попечение.

А. В. Попов

Иосиф волоцкий и Иосифов волоколамский монастырь Иосифов мужской монастырь находится в 18 вер. к северу от уездного города московской епархии Волоколамска. Монастырь расположен на низменной живописной равнине, когда-то бывшей покрытою сплошным дремучим хвойным лесом, остатки которого сохраняются и до сих пор в юго-западной стороне монастыря. Внешний вид его обращает на себя внимание своей оригинальной красотой. Один из посетителей Иосифова монастыря так описывает свои впечатления: «вправо показались белые стены монастыря, которые как бы прямо исходили из воды и при ярком освещении луны отражались на гладкой поверхности окружавших монастырь обширных прудов; ровная площадь, на которой расположен монастырь, ровные и хорошо выбеленные стены, не особенно высокие, но стройные и все одинаковой формы и размеров башни, весьма высокая, каменная колокольня и множество церковных глав, выступивших из-за монастырских стен, все это, освещенное блеском луны, приятно поразило меня; я пришел в восторг от такой картины и долго любовался, смотря на расстилавшийся предо мною вид монастыря».

Временем основания монастыря считается, согласно местным письменным памятникам, 1 июня 1479 г. Удельный князь волоцкий Борис Васильевич пожертвовал избранное преподобным Иосифом место и много помогал ему в устройстве самой обители. 6 июня была заложена первая в монастыре деревянная церковь во имя, Успения Божией Матери, освященная 15 августа того же 1479 г. В 1484 г. преп. Иосиф вместо деревянной церкви заложил первый каменный храм также в честь Успения Божией Матери, оконченный в 1486 г. Выстроенный основателем монастыря Успенский храм, простояв двести лет, пришел в ветхость и был сломан. В 1688 г., по благословению патр. Иоакима, заложен был на новом месте второй ныне существующий каменный в византийском стиле величественный пятиглавый собор во имя Успения Пресв. Богородицы. На месте алтаря первого каменного храма и до сих пор стоит каменный столб. О красоте и великолепии монастырского соборного храма выразился посетивший в 1847 г. обитель митроп. Филарет: «если бы можно было, то я перенес бы этот собор в Москву». Собор двухэтажный. В верхнем Успенском храме сохраняются между прочим следующие древние святыни монастыря. За правым клиросом на втором столбе восточной его лицевой стороны в большом киоте под стеклом находится фелонь с набедренником – это драгоценный для монастыря вещественный памятник, оставшийся после основателя обители преп. Иосифа. На другом столбе в том же храме также в большой раме за стеклом находится шитая шелками и золотом плащаница 1558 г. – жертва удельного князя старицкого Владимира Андреевича. В нижнем этаже собора устроена церковь во имя преп. Иосифа с двумя приделами – по правую сторону – Живоначальной Троицы, по левую – Рождества Пресвятой Богородицы (оба придела освящены 1779 г., а церковь во имя преп. Иосифа устроена в 1775–1777 гг.), В нижней церкви между Троицким алтарем и средним алтарем церкви (во имя преп. Иосифа) под спудом почивают в обитой серебром раке мощи преп. Иосифа волоколамского, основателя монастыря, канонизованного в 1578 г. В этом же храме на стене против раки преподобного в особом киоте сохраняются вещественные памятники, оставшиеся после основателя обители: его шуба, мантия из голубой материи, схимонашеский кукуль и четки, два деревянные посоха и двое железных вериг (весом по 20 ф.) и икона дванадесятых праздников. В нижнем этаже первого каменного храма, т. е. до 1688 г., находилась усыпальница почетных лиц и монахов. Но, с разобранием до основания этого храма в 1688 г. и постройкой нового ныне существующего и на другом месте, следы древней усыпальницы исчезли. Поэтому не имеют твердой исторической подкладки указания современных историков волоколамского монастыря на имеющиеся в нижнем соборном храме гробницы митрополита Даниила, архиеп. новгородского Феодосия и др.

Около 1486 г. преподобный Иосиф воздвиг каменную осьмигранную в четыре яруса колокольню с боевыми часами. В 1495 г. внутри третьего яруса колокольни устроен преподобным третий по счету в монастыре храм во имя Смоленской Пресвятой Богородицы Одигитрии, в иконостасе которого он поставил икону Одигитрии, полученную им в благословение от преп. Пафнутия Боровского. Вторая половина колокольни (пять верхних ярусов) начата постройкой в 1680 г. Высота колокольни – 35 сажен. Она поражает своей высотой и оригинальностью. Колокольня кажется несколько наклонной, что вызывало серьезные опасения относительно ее прочности. В 1828 г. вокруг колокольни для ее поддержки устроены были контрафорсы, которые в 1849 г., по указанию архитектора Тона, были разобраны, как излишние.

В 1504 г. преподобный Иосиф заложил четвертую по счету каменную двухэтажную пятиглавую так называемую трапезную церковь во имя Богоявления Господня. В настоящее время Богоявленский храм двухпрестольный. Второй придел во имя преп. Сергия освящен в 1806 г. по благословению митроп. Платона. До 1785 г. между Богоявленскою церковью и Успенским собором существовали на каменных столбах переходы, которые в 1787 г. за ветхостью были разобраны. Под ними был погребен печальной памяти сподвижник Иоанна Грозного – Малюта Скуратов.

В 1585 г. заложена, а в 1589 г. освящена во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери каменная пятиглавая древней очень красивой архитектуры церковь над монастырскими воротами, впоследствии переименованная в Петропавловскую. На горнем месте Петропавловской церкви и до сих пор сохраняется возвышение о трех ступенях – памятник того, что этот храм когда-то, хотя и на самое короткое время, служил крестовой церковью для имевших здесь свое пребывание епископов волоколамских.

Монастырь обнесен высокой каменной с. бойницами и с семью грандиозными башнями стеной, постройка которой начата в 1543 г., а окончена в шестидесятых годах того же XVI столетия.

Вне монастыря в версте от него находится скит с церковью во имя всех святых, освященной в 1860 г. и устроенной на том месте, где первоначально поселился преп. Иосиф до построения монастыря.

Со времени основания своего волоколамский монастырь считался общежительным, до 1652 г. управлялся игуменами, а с этого времени управляется архимандритами; в 1764 г., по учреждении штатов, отнесен к числу второклассных; в течение семи лет (1746–1753 г.) был кафедральным монастырем имевшего в нем свое пребывание епископа можайского и волоколамского, викария переяславской епархии. Титул волоколамского епископа носил единственно преосвященный Серапион Лягидшевич, впоследствии епископ вологодский, скончавшийся в 1762 г. [С недавнего времени – с 80-х годов XIX в. так именуется один из викариев московской митрополии]. До 1764 г. волоколамский монастырь имел громадные средства своего содержания. В его владении находилось более пятидесяти сел и деревень, в которых числилось монастырских крестьян 11.422 души. В настоящее время во владении монастыря находится около трех сот десятин земли, мукомольная мельница на реке Сестре, при Теряевой слободе, в клинском уезде, и два подворья в Москве. Одно подворье на Ильинке, против Виржи, принадлежит монастырю с 1613 г.; при нем находилась церковь Благовещения, разобранная за ветхостью в 1782 г. Второе подворье в Москве, также на Ильинке, у Большого Креста, куплено монастырем в 1883 г. при архимандрите Гедеоне. Оба подворья до 1887 г. приносили доходу монастырю до 15.000 руб. в год. Денежных вкладов в монастырь сохраняется в государственных учреждениях до 400.000 рублей.

По благословению Феофилакта, епископа переяславского, 23 августа 1777 г. в волоколамском монастыре открыто было и содержалось на монастырские средства мужское духовное училище, в 1823 г., по независящим от монастыря обстоятельствам, переведенное в город Волоколамск. Однако монастырь и до сих пор не забывает свое прежнее детище, жертвуя на его содержание каждогодно по 1.600 руб.

В настоящее время волоколамский Иосифов монастырь ничем не выделяется из ряда других русских монастырей. Но в начале своего существования – особенно в ХVІ веке – он пользовался громкой известностью и был монастырь «с особым направлением». Он имел значение воспитательной школы, из которой выходили люди с особыми строго определенными религиозными (строгое преследование еретиков) и политическими (поддержка абсолютизма светской власти) воззрениями, давшими всем выходцам из монастыря название «иосифлян». В течении ХVІ в. ни один монастырь не поставил столько иерархов для русской церкви, сколько выставил их из своей среды монастырь волоколамский. С 1506 по 1589 г. из него вышло до двадцати архипастырей. Из них более выдающимися были: мироп. Даниил (1522–1539 г.), архиеп. новгородский Феодосий (1542 – 1550 г.), Гурий, архиеп. казанский (1550–1563 г.), причисленный к лику святых, Вассиан Топорков, еп. коломенский (1525–1542 г.) и мн. другие. В судьбе иерархов иосифлян лежит какой-то непонятный приговор: многие из них долгое время играли видную роль, но большая часть их не доживала до конца жизни на своих высоких постах, и падала с своих мест. Из семнадцати иерархов иосифлян пало девять, а из этих девяти, лишенных кафедр, епископов шесть закончили последние годы своей жизни в своем волоколамском монастыре, где умерли и погребены: м. Даниил, Феодосий новгородский, Иеремия и Лаврентий казанские, Савва и Нифонт крутицкие.

В течении своего 426-летнего существования Иосифов монастырь испытывал и тяжкие бедствия. В 1610 г. гетман польского войска Рожинский занял монастырь и укрепился в нем. Рожинский здесь же и умер. 21 мая того же 1610 г. поляки были прогнаны. Уходя из монастыря, поляки оставили здесь выведенного из Тушина ростовского митрополита Филарета, впоследствии патриарха московского, и несколько больших крепостных орудий и малых пушек, сохраняющихся в монастыре и до настоящего времени.

В 1610 г. содержался в монастыре низложенный царь Василий Иоаннович Шуйский, взятый отсюда польским гетманом Жолкеевским в Польшу, там и скончавшийся. В 1812 г. в волоколамском монастыре содержались пленные французы.

В течение ХVІ столетия Иосифов монастырь считался самым надежным местом исправления современных еретиков и вольнодумцев. Сюда сосланы были: Максим Грек, Вассиан Косой, князь Патрикеев, Вашкин Матвей, Васюк Курицын. Сюда же попал, благодаря превратности судьбы, и митроп. Даниил, низложенный в феврале 1539 г. с митрополии и умерший здесь в качестве простого инока в 1547 г.

Заслуживает глубокого внимания историка архив монастыря, сохранивший богатое собрание письменных памятников. Архив монастыря долгое время хранился в одной из монастырских башен, называемой Германовской. К сожалению, помещение архива содержалось небрежно: туда проникали и снег и дождь; кроме того, в башню был открыт доступ для всех, а потому древние акты и рукописи нередко встречались в лавках соседнего села в качестве обертки для чая и сахара. В 1853 г. археологом К. И. Невоструевым монастырский архив был разобран, описан и перенесен в ризницу соборного успенского храма. Рукописная библиотека волоколамского монастыря разделена на три части. Одна часть ее, особенно рукописи, писанные самим преп. Иосифом, остались в монастырской библиотеке; а другая и самая лучшая и многочисленная часть, по распоряжению высшей духовной власти, передана в библиотеку московской Духовной Академии, и третья – передана в московскую Епархиальную библиотеку при Высокопетровском монастыре.

Протоиерей В. Жмакин


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle