Источник

Ионафан

Ионафан – старший сын первого еврейского царя Саула (1Пар.8:33, 1Пар.9:39) и друг Давида. В истории Ионафан делается известным вскоре по вступлении на престол своего отца, выступая в качестве его первого сподвижника в войне с филистимлянами, причем проявляет поразительное мужество и веру в Бога. С небольшим количеством воинов он разбил стоявший вблизи Гивы сторожевой отряд филистимлян и тем вызвал всеобщее восстание евреев против поработителей (1Цар.13:3–4). Впоследствии, когда раздраженные филистимляне расположились станом при Михмасе, Ионафан в надежде на Бога (1Цар.14:6) с одним оруженосцем поразил их до 20 человек и привел в такое смятение, что они обратились в бегство. Саулу с остальным войском пришлось, благодаря этому, только преследовать и поражать бегущих (1Цар.14:1–23). Неразлучный со своим отцом (2Цар.1:23), Ионафан пользовался его полным доверием (1Цар.20:2) и вместе с ним погиб в битве на горах Гельвуйских (1Цар.31:2, 1Пар.10:2). Мужество Ионафана было по достоинству оценено народом, спасшим его от безрассудного заклятия Саула (1Цар.14:45), и отмечено Давидом в посвященной его памяти плачевной песни (2Цар.22–23): «без крови пронзенных, без тука сильных лук Ионафана не приходил назад... быстрее орлов, сильнее львов были они» (Саул и Ионафан). Еще более известен Ионафан своею дружбою с Давидом. Он полюбил последнего после его победы над Голиафом, как свою душу (1Цар.18:1, 1Цар.20:17), и не изменял этому чувству в течение всей своей жизни. Его не ослабили ни явное нерасположение к Давиду Саула, ни уверенность Ионафана в том, что его друг – будущий царь израильский (1Цар.23:17). Враждебным отношениям своего отца к Давиду Ионафан противополагал мысль о полной невинности последнего (1Цар.19:4–6, 1Цар.20:32) и в силу своего благородства не мог допустить страданий невинного. Отсюда его стремления спасти Давида: он предупредил его о грозившей опасности (1Цар.19:1–4), доставлял ему точные известия о настроении своего отца (1Цар.20:4–42), ходатайствовал за него пред последним (1Цар.19:4–6, 1Цар.20:32), подвергаясь опасности быть убитым (1Цар.20:33). Готовый пожертвовать для Давида своею жизнью, Ионафан тем с бо́льшей готовностью жертвует для него своими интересами: Давид будет царем, а он, Ионафан, законный наследник престола, вторым после него (1Цар.23:17). В этом и сказалось все величие Ионафана, как друга: его дружба доходит до степени полного самопожертвования. Так и смотрел на нее Давид, сказавший в плачевной песни об Ионафане: «любовь твоя ко мне была сильнее любви женской» (2Цар.1:26). В чувстве благодарности к своему другу, а равно и во имя заключенного между ними договора (1Цар.20:42), Давид облагодетельствовал впоследствии сына Ионафана – Мемфивосфея, отдав последнему все земли, принадлежавшие деду его Саулу, и удержав при своем дворце (2Цар.9). Давид же перенес и кости Ионафана из Иависа Галаадского (1Цар.31:8–13) в землю Вениаминову и похоронил их в гробнице Киса, отца Саула (2Цар.21:12–14).

Свящ. А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle