Источник

Иона, иеродиакон Троице-Сергиевой Лавры

Иона, иеродиакон Троице-Сергиевой Лавры, по прозванию Маленький известен, как паломник-писатель половины ХVІІ в. Перу этого инока-паломника принадлежит «Повесть и Сказание о похождении во Иерусалим и во Царьград». Относительно происхождения Ионы, его жизни до путешествия и дальнейшая судьба его совершенно неизвестны. – Движимый желанием увидать святой город, Иона испросил челобитной у царя Алексея Михайловича позволение путешествовать и вместе с патриархом иерусалимским Паисием и известным справщиком ХVІІ ст. Арсением Сухановым (см. «Богосл. Энциклопедия» т. I, 1061) 10 июня 1649 г. Иона выехал из Москвы, но только в 1651 г. 10 мая прибыл в Иерусалим, где прожил ровно год (по 1652 г. 10 мая). Причиной такой медленности его пути послужило то обстоятельство, что Паисий, по прибытии своем в Яссы (Молдавия), не хотел ехать дальше из боязни константинопольского патриарха Парфения, с которым был в натянутых отношениях. Иона, прождавши патриарха полтора года, отправился далее уже без Паисия, а также и без Арсения Суханова, уехавшего в Москву. В Иерусалиме оба, Иона и Арсений, встретились, жили вместе на Иерусалимском подворье и вместе ходили по святым местам. Результатом хождения Ионы явилось описание святых мест. Повествуя о пути от Яссы до Иерусалима и обратном – в Москву, Иона описывает неудобства и опасности тогдашнего путешествия на восток. В Варне, напр., он чуть не погиб вследствие наговоров турецким властям проводника своего монаха-араба, которого дал Ионе патриарх Паисий. В постоянном страхе, как бы его не узнали турки, Иона добрался до Константинополя и отсюда чрез Египет в Иерусалим. Особенности восточной природы останавливали на себе внимание русского инока. Он дивился обилию лимонов, винограда и маслин в Милете, а равно обилию пшена, фиников и сладких овощей – в Решите (г. Розетта). Здесь он видел птицу строфокамил (страус). Но главный предмет его «Похождения» – описание святынь Иерусалима и его окрестностей, Помещен также рассказ «О действе у гроба Господня» – о чудесном огне, сходящем в великую субботу на гроб Господень.

Хождение Ионы было последним из числа записанных и известных доселе хождений паломников допетровской Руси. Из других «Хождений» и «Паломников» труд Ионы выгодно отличается тем, что почти не содержит баснословных рассказов. В случаях, которые ему казались сомнительными, если он чего не видал своими глазами, Иона ссылается на показания других, очевидно проводников. Иона старается, как можно, точнее перечислить все места св. земли, с которыми связаны священные воспоминания, подробно говорит о внешности достопримечательностей, постоянно указывая размеры их, определяя число кадил в разных храмах и т. д. Его «Похождение» не было распространено в среде древних читателей и дошло до нас только в двух списках.

С. Смирнов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle