Евгений Булгарис
Евгений Булгарис (в мире Елевферий, 1716–1806), родился 10 августа 1716 г. на острове Корфу в огречившейся болгарской семье, учился сначала на родине у Антония Катифора и Иеремии Каваддия, а потом в Падуанском университете, где изучил латинский, итальянский, французский и еврейский языки, и математику. С 1737 года он в сане иеродиакона был учителем в Анинской и Козанской школах и с 1753–1759 ректором школы в Ватопедском монастыре на Афоне. Изгнанный отсюда интригами духовенства, Е. сделался руководителем патриаршей школы в Константинополе. Но и отсюда он был вынужден уйти, и отправился на Запад, посещал несколько лет Лейпцигский университет, был лично известен Фридриху Великому, который рекомендовал его Екатерине II. Е. был приглашен в Петербург по поручению Екатерины, перевел ее Наказ на новогреческий язык, перешел в русское подданство и был назначен библиотекарем при дворе. В 1775 г. он был назначен архиепископом в новоучрежденную епархию Славянскую и Херсонскую, но через четыре года был уволен на покой и остальное время своей жизни посвятил научным трудам. Скончался в Александро-Невской лавре 27 мая 1806 года.
Е. один из самых замечательнейших греческих ученых нового времени. Соединяя громадные природные дарования с обширною ученостью, он одинаково хорошо был знаком как с греческой письменностью, так и с западной наукой, и распространял результаты этой науки в своем отечестве. Кроме богословских трудов, он написал много сочинений по философии, филологии, физике и математике. Гениальный педагог, он воспитал целое поколение видных греческих деятелей и был, таким образом, одним из главных деятелей, подготовивших возрождение Греции. Труды его долгое время служили учебниками в греческих школах. Мы перечислим только богословские его сочинения. Первое по времени – это Ὀρθόδοξος ὁμολογία (Амстердам 1767, Эгина 1828), направленное против иезуита Леклерка, с которым Е. полемизировал, и содержащее в 12 отделах изложение православного учения и опровержение р.-католиков и протестантов. В сочинении «О веротерпимости», написанном по поводу перевода Е. «Essai historique et critique sur les dissentions des Eglises de Pologne» Вольтера, E. оспаривает право государства применять какие-нибудь мероприятия против иноверцев. Самый крупный его труд – это Догматическое богословие (изд. в Венеции в 1872 г.), состоящее из предисловия и четырех книг. В первой говорится о Боге, о Его свойствах, о предопределении и эсхатологии, во второй – о Троице, в третьей содержится антропология, в четвертой – учение о деле и личности Христа. Сочинение это написано в схоластическом духе и стоит в зависимости от Cursus Theologicus Турнели (Венеция 1731). Исторические труды Е.: «Первое столетие от вочеловечения Спасителя» (Лейпциг 1805), содержащее историю первого века христианской эры, написанную по годам; Исследование о Никифоре Влеммиде (Лейпциг 1768 и 1784), в трех томах, и Жизнь Феодорита Кирского (Галле 1771). По нравственному богословию Е. принадлежит «Размышление на 5 книг Моисея» (Ἀδολεσχία φιλοθέος). Против латинства Е. написал Папомастикс (опровержение папства) и трактат об исхождении Св. Духа (Спб. 1797). На русском языке существуют следующие богословские сочинения Е.: «Как униатов воссоединить с православною церковью» («Христианское Чтение» 1886); «Критика на решение доктором Кайданом лейденской задачи о том, не противно ли естеству Божию произвести такой мир, в котором находится зло» (Москва 1824); «Историческое разыскание о времени крещения великой княгини Ольги», изд. Мусина-Пушкина, на русск. и франц. яз., Спб. 1792; Рассуждение, в котором доказывается достоверность книг евангельских и истина свидетельства апостолов, М. 1803; «Рассуждение против ужасов смерти», М. 1805; Наказ на греч. яз., изд. С. Писарева 1771; «Речь преосв. Платону, арх. московскому», 1775; «Перевод речи митроп. Платона имп. Александру», М. 1801.
Литература. Zabira, Νέα Ἐλλάς, еd. Kremos 1872; A. P. Vretos, Biographie de l'Archevèque Eugene Bulgari, Athen 1860; Стурдза, Eugene Bulgari et N. Theotokis, precurseurs du reveil intellectuel et national de la Gréce; Paris 1839; русский перевод этого сочинения в «Московитянин» 1844 г. № 2; «Екатеринославские архиереи», Труды Киевской Д. Академии 1861 г.: прот. С. Серафимов в Херсонских Еп. Вед. 1863 ״ г. №№ 11 и 12; и прот. Н. Неводчиков там же 1875 г. № 7 и след.; прот. Н. Соловьев, «Странник» 1867 г. № 7.
С. Троицкий